Костьми лечь. Под Новохоперском обнаружен самый крупный в Центральной России некрополь эпохи бронзового века

0

Кто такие срубники, почему историки не дружат с кротами, зачем археологу скальпель и какой культурный код зашифрован в древних скелетах? Вы никогда не найдете ответов на эти вопросы, если не проведете хотя бы пары дней бок о бок с живыми и мертвыми. В археологической экспедиции.

File0027

Курганный могильник нашли в Новохоперском районе близ села Красное совершенно случайно. На древние погребения наткнулись в двухстах метрах от трассы при прокладке кабеля. Воронежские археологи, приступив к раскопкам, выяснили: этим захоронениям – три с половиной тысячи лет. В таких индивидуальных могилах под курганами хоронили представителей так называемой срубной культуры, пришедших в эти края задолго до скифов и сарматов. Названы эти племена были по характерным бревенчатым сооружениям в могилах – срубам.

Уникально захоронение тем, что на небольшом пространстве – курган всего 30-35 метров в диаметре – расположилось более 70 погребений. В Центральной России таких масштабных памятников археологии еще не находили. В научных кругах это считается большим успехом.

Андрей Скоробогатов, археолог, начальник экспедиции: «Возможно, это погребение служило родовым кладбищем. Так как рядом есть еще один, шестиметровой высоты, курган «Высокая могила», есть вероятность, что представители верхушки этой общины покоятся именно там, а этот могильник предназначался для людей попроще».

По ритуалу срубники хоронили умершего на левом боку в позе эмбриона – скорее всего, из религиозных соображений, сравнивая уход в мир иной с перерождением духа и прося защиты у матери земли. Мужские, женские, детские и даже парные погребения, найденные в этом кургане, – именно такого характера.
Часто в могильниках «бронзовиков» находят заупокойные дары: глиняные горшки, бронзовые украшения, оружие, предметы быта. Например, здесь керамика почти в каждом захоронении. Позже путем биолого-почвенного анализа содержимого сосудов (в основном это злаки – рожь, ячмень) ученые узнают, каким был рацион древних людей. «Эти находки будут интересны керамистам, – говорит Андрей Скоробогатов, – поскольку в каждом захоронении есть по два-три глиняных горшка. Некоторые археологи закладывают очень глубокий смысл в семантику и орнаментику, считая, что это связано с некими древними представлениями и верованиями. Допустим, треугольник и ромб – женские символы. На одном из найденных здесь сосудов мы обнаружили особый «календарный» орнамент – фрагменты рисунка на нем практически не повторяются».

А вот металлических артефактов найдено немного: браслеты, подвески, шило (три экземпляра), несколько игл и нож (скорее всего, в этой общине занимались изготовлением одежды из шкур животных). В те времена, объясняют ученые, металл сюда привозили с Урала, это было дорогим удовольствием. Потому и в погребениях его не так уж много.

Антрополог может с высокой долей вероятности определить пол древнего человека, возраст, особенности внешности, выяснить, что он ел, чем болел, чем занимался и даже в каких климатических условиях жил. Анализ ДНК раскрывает родственные связи членов общины. И все это специалистам сообщают кости. Чем лучше скелет сохранился, тем большей информацией он может поделиться.

Руслан Тюрин, антрополог научно-исследовательского объединения «Терра»: «Все самые важные экспертизы проводятся вручную, несмотря на множество современных технологий. Череп, пока ты его в руки не возьмешь, ни одному компьютеру ничего не покажет».

 

Читать по слоям

Специалисты в экспедиции высококлассные: археологи, антропологи, историки. Уже на месте к дружной команде присоединился работяга дядя Коля – именно с бульдозера начинается любое научное открытие. «Бульдозер снимает землю слой за слоем, по десять сантиметров, – объясняет Руслан Тюрин методику работы на раскопе. – Мы зачищаем бровки, для того чтобы видеть стратиграфию, то есть напластования почвы. По ней мы анализируем, как именно был насыпан курган, как были устроены погребения и где они находятся. Это важно еще и для датирования находок».

Подъем в лагере в шесть утра. Дядя Коля заводит бульдозер и снимает очередной слой земли. Что шурф грядущий нам готовит, будет ясно по ходу углубления траншеи. Если обнаруживается погребение, машина ставится на прикол – дальше уже фронт работ для археологов. Сначала лопатой выбирают чернозем в пределах границ бывшего деревянного склепа; так называемый материк – слой глины, не содержащий находок, – не трогают. По мере того как солнце поднимается выше, углубление становится внушительнее, и грубая лопата уступает место совку, ножу, скальпелю и кисточкам. Над глубоким или сложным захоронением, допустим, парным, с большим количеством инвентаря, новичок просидит и весь день, аккуратно вынимая землю и расчищая остов кисточкой. Матерые специалисты могут справиться с этим за два часа.

Кости – субстанция за давностью лет хрупкая, ее легко повредить. Но на этапе, когда скелет только-только вырисовывается, помощь старателей-дилетантов еще принимается. Пользуясь моментом, получаю разрешение внести свою лепту в общее дело, вооружаюсь необходимым инструментарием и спускаюсь в прохладный, несмотря на знойный полдень, раскоп.

Откапывать древние кости и артефакты кто-то посчитает скучным и нудным занятием. Суеверно-эзотерическую тему вообще опустим – если вы на тонком плане не приемлете какого бы то ни было взаимодействия с останками усопших (пусть даже им три с половиной тысячи лет), вам в такие места едва ли стоит ехать. Я лично нашла этот процесс абсолютно медитативным. После сносного освоения мелкомоторной техники перестаешь зацикливаться на бренном и тленном, полушария мозга начинают жить каждое своей жизнью. Руки работают, мысли абстрагируются от эмоций, а если трудиться не один час, есть все шансы полностью очистить сознание. Некоторые вообще берут отпуск и едут не «на юга», а в археологическую экспедицию – это для них и есть настоящий отдых. Кроме шуток.

К слову, об археологическом юморе. Самые ходовые «перлы» в этом ремесле: «Ты мне могилку на сегодня выделил?» и «Если случится пожар, потом долго будут выяснять, сколько было жертв». Над самими археологами частенько потешаются пушистые «шутники»: кроты и сурки очень любят утаскивать косточки в свои норы. Зачем – остается загадкой даже для серьезных ученых мужей.

 

Археологи, ау!

К лагерю то и дело подруливают «чужие» машины. «Новая экскурсия, принимай», – то подмигивают, то вздыхают (в зависимости от загруженности и настроения) копатели. Как только по Новохоперску и окрестным селам прошел слух о том, что здесь копают древний курган, гостей с каждым днем все больше. Учителя с учениками, родители с детьми, из администрации целая делегация приезжала. Ну и журналисты, само собой. Ученые не возражают. Экскурсии – не организованные, конечно, а спонтанные и, само собой, бесплатные – проводят терпеливо и увлекательно, никому не отказывая. И наука в массы продвигается, и интерес людей к истории родного края поддерживается. Последнее, если вдуматься, дорогого стоит.

Положа руку на сердце, большинство из нас пребывает в полном неведении даже на тему собственных корней – что уж говорить о родовой памяти и знаниях о народах, живших на Среднем Дону тысячелетия назад. Скудный запас краеведческих сведений среднестатистического жителя Черноземья сводится к паре-тройке параграфов из школьного учебника. В лучшем случае, сюда добавится посещение музея-заповедника в Костенках, в худшем – «ага, слышал, тут мамонты водились». А вот побывает десятилетний мальчишка во-поле, на настоящих, «крутых» археологических раскопках, увидит своими глазами эту застывшую в позеленевшей бронзе жизнь – и ну как загорится, скачает в интернете не «стрелялку», а какой-нибудь исторический квест, купит хорошую книжку, в поход попросится, дальше – больше? Может, это и смахивает на восторженную наивность, все же археологи «туристов» не игнорируют, живописуя предполагаемые картины древней жизни и отвечая на самые порой причудливые вопросы. «А это славяне или скифы? – А они наши предки? – А от чего они умерли? – А эпидемия от этих костей не начнется? – А вам не страшно тут по ночам в палатках, рядом с Ними?! – Может, тут и привидения есть?..» Сельские «данайцы» в долгу не остаются, несут дары: кто огурчики с грядки, кто пирожки домашние, кто абрикосы, кто чачу. Лучше всего идет мороженое – на тридцатиградусной жаре самое то.

Любой экскурсионный маршрут имеет свои хиты. «Вот наша красавица, – меня подводят к одному из скелетов, – посмотрите, какая шикарная сохранность костяка! Даже все пальцы на месте. Это молодая женщина, совершенно точно не простолюдинка – видите, у нее височные украшения и на каждом запястье по браслету, всё из бронзы. А у срубников металл ценился как сейчас у нас золото, немногие общинники могли себе позволить такое носить».

Когда «паломничество» приобретает слишком уж массовый характер, мешая и отвлекая от работы, труженики лопаты и нивелира в полном экспедиционном составе либо уходят в себя, либо честно сбегают купаться на соседние Елань или Савалу. В одну из таких отлучек выяснилось, что дядя Коля не только с бульдозером мастерски управляется, но, если надо, и в роли проводника по полевой «экспозиции» выступит. По-свойски, но вполне достойно.

 

***

Для простых новохоперцев многовековые находки, можно сказать, будничная рутина. Здесь чуть ли не в каждом огороде, можно что-то да обнаружить: осколок глиняного сосуда, заточенное острие каменного орудия труда или даже бронзовую драгоценность. Не говоря уже о множестве курганов окрест.

«Самые первые поселения на Хопре появились около десяти тысяч лет назад, – рассказывает Руслан Тюрин. – В эпоху срубной культуры (а практически все курганы Воронежской области содержат в себе срубные захоронения) был демографический взрыв». Неудивительно, что тысячелетние артефакты лежат прямо под ногами: есть что исследовать и профессионалам, и любителям.

Часть коллекции найденных под Новохоперском древностей временно будет передана в краеведческий музей для оформления экспозиции. Впереди – многочисленные археологические и антропологические экспертизы.

«Археология – наука сомнений, предположений и догадок, – рассуждает Андрей Скоробогатов. – Версии, которые рождаются в процессе раскопок и исследований, помогают нам лучше узнать и понять свою историю. Походная романтика – да, это, конечно, прекрасно. Но смысл же не в этом. Мне как ученому интересно найти следы древних этносов, народов, культур, распознать по ним, что за люди жили в этих краях, как выглядели, чем занимались, открыть в деталях какие-то неизвестные факты истории».

Современные археологи и антропологи даже по скромным находкам человеческих останков и предметов быта реконструируют жизнь народов той эпохи – вплоть до воссоздания отдельно взятых человеческих портретов. Это так же сложно и неоднозначно с точки зрения результата, как, найдя одну кость доисторического животного, попытаться воспроизвести его облик, физиологию, жизнедеятельность и взаимодействие с окружающим миром. Но это – единственный способ хотя бы на миллиметр приоткрыть завесу тайн истории.

Наталья Виноградова

Об авторе

Оставить комментарий