На недавнем Международном московском тату-съезде второе место в номинации «Большая татуировка» заняла работа воронежского татуировщика Михаила Лома.
Доподлинно неизвестно, когда и где именно зародилась татуировка. Многие эксперты предполагают, что ее история уходит в древние века. Например, Софус Мюллер, датский археолог, в 1897 году заявил, что в бронзовом веке на территории Северной Европы татуировка уже существовала. Аргументировал он это так: во время раскопок на этой территории были найдены бронзовые иглы. Однако подтвердить, что они использовались именно для тату, ученый не смог.
В Древнем мире татуировка уже существовала и выполняла разные функции. Варвары наносили орнамент на тело для устрашения врагов или для сакральных целей. Древние греки татуировали беглых рабов, а также передавали тайные послания, нанося их в виде татуировки на кожу.
Во времена катакомбной культуры ранние христиане использовали нанесенный на кожу якорь (зашифрованный якорный крест) в качестве опознавательного знака.
В Европе на протяжении многих веков татуировка запрещалась. Католическая церковь считала татуировку неприемлемой и приводила в пример следующие строки из Ветхого завета: «Не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершим».
Ситуация изменилась в 1769 году, когда небезызвестный английский мореплаватель Джеймс Кук, вернувшись из плавания, привез с собой на континент полинезийца, чье тело было покрыто сплошными татуировками. Тогда некоторые женщины, увидев разрисованного туземца, даже падали в обморок. Кстати, именно Кук в 1773 ввел в лексикон слово полинезийского происхождения «tattoo», употребив его в отчете о кругосветном путешествии.
После того, как европейские жители узнали о том, что тело человека может быть раскрашено так же, как холст, татуировка вошла в жизнь и поселилась в разноцветных ярмарочных шатрах и на цирковых аренах. Мало какой бродячий цирк обходился без номера с «разрисованным» дикарем. А уже к концу XIX века свои татуировки демонстрировали посетителям ярмарки не аборигены, а европейцы.
Кроме циркачей большой популярностью татуировки пользовались у моряков. Они считали, что вытатуированный крест убережет их от опасностей, которыми кишат морские воды. Но все-таки татуировка оставалась некой экзотикой для простых обывателей и далеко не сразу она вошла в массы.
После 1891 года самодельный инструмент для татуирования заменила электрическая татуировочная машинка, которую изобрел американец Самуэль О’Рейли. До этого процесс татуирования был болезненным и медленным, а благодаря введению в практику электромашинки работа татуировщика стала более легкой и быстрой (что позволило достигнуть большей производительности) и лучше переносимой для татуированного.
Несмотря на свою богатую историю, тату можно считать искусством лишь с 50-х – 60-х годов прошлого века. Из массы татуировщиков, для которых тату было не больше чем ремесло, выделились те, кто посредством татуировки хотел выразить себя. Были подвергнуты изменениям традиционные представления об эстетической форме тату: человеческое тело стало полноценным художественным материалом.
В некоторых европейских и азиатских странах, а также в США появились первые научные, искусствоведческие и публицистические работы, посвященные татуировке. Начали выходить журналы о тату, возникли музеи искусства татуировки (Музей татуировки в Амстердаме, музей Истории татуировки в Оксфорде, Музей искусства татуировки в Сан-Франциско) и клубы татуировщиков.
Зародились движения, занимающиеся организацией выставок современной татуировки, на которых представляются фотографии татуировок или видеоленты с заснятым на них процессом татуирования.
В России появилась своя Гильдия татуировщиков, куда принимаются лучшие художники тату.
С 1976 года начали проводиться Всемирные съезды татуировщиков и татуированных людей, так называемые «Tattoo Convention». На конвенциях в течение трех дней проходят конкурсы, в рамках которых может быть представлено от 10 до 15 номинаций. На съезды приезжают татуировщики и демонстрируют свои творения на «живых полотнах», а также делают тату людям, приехавшим на съезд с целью запечатлеть картинку на своем теле.
Карьеру татуировщика Михаил Лом начал в 15 лет. Однажды в трамвае он услышал, как двое молодых людей обсуждали, как из электрической бритвы можно сделать татуировочную машинку. Михаилу подслушанных из разговора сведений оказалось достаточно, и уже в 15 лет он самостоятельно создал свою первую татуировочную струнную машинку. А через полгода пришел первый заказ: приятель попросил вытатуировать на своем теле череп.
Михаил Лом считается одним из лучших художников тату в Воронеже. Он самоучка, корочки, свидетельствующей о законченном художественном образовании, у Михаила нет. Несколько лет он провел в Художественном училище, но окончить его так и не удалось – забрали в армию. В Подмосковье, в главном штабе ракетных войск, Михаил вдоволь попрактиковался в технике тату на своих сослуживцах. Приехав в Воронеж, он взял в училище академический отпуск (планировал восстановиться позже), но к занятиям так и не вернулся.
Искусству татуирования учиться приходилось самому: Михаил собственноручно точил и паял иглы, да и «недополученных» знаний канонов изобразительного искусства явно не хватало. Перенять опыт можно было только у бывалых татуировщиков – журналов ,посвященных татуировке, в России еще не было. Это уже потом в нашей стране появились такие издания, как «Диктатура» и «Тату-мастер».
На протяжении восьми лет Михаил Лом творчески искал себя, свой стиль работы. Потом почувствовал в себе уверенность и решился создать свой собственный салон татуировки. Теперь количество тех, кто хочет сделать на своей коже тот или иной рисунок, растет с каждым днем. Зачастую человек, сделавший одну татуировку, не может удержаться от желания сделать себе вторую. А дальше, как по цепной реакции, появляются все новые и новые картинки – отдельные сюжеты сливаются в одну уникальную живописную историю.
Татуировщик отличается от традиционного художника тем, что создает свои произведения не на бездушном холсте, а на живом материале. Мало уметь владеть техникой и хорошо рисовать. Бывает, что человек решившийся сделать себе татуировку, не может определиться какую картинку он хотел бы запечатлеть на своем теле – это ответственное и смелое решение, принять которое очень сложно. Татуировщику важно уметь найти контакт с клиентом – и без коммуникативных навыков, без знания психологии здесь не обойтись. Только посредством беседы можно определить какая татуировка подойдет потенциальному татуированному.
— Нужна большая сила духа для того, чтобы рассказать о себе, — говорит Михаил Лом. – Многое зависит от татуированного. Заживление может проходить от пяти до семи дней, и все это время за татуировкой надо ухаживать по определенным правилам. Поэтому, тату – это совместное творчество.
Ольга Гуцу