12 июня – Концертный зал филармонии – «Хуун-Хуур-Ту», тувинское горловое пение.
В День России в рамках программы «Музыка мира» Платоновский фестиваль удивит нас концертом самой известной этнической музыкальной группы бывшего СССР – «Хуун-Хуур-Ту». Этот хоомей-квартет (хоомей – один из пяти основных стилей тувинского народного горлового пения) давно и прочно входит в элиту world music: в известных музыкальных энциклопедиях «Хуун-Хуур-Ту» называется самым выдающимся музыкальным явлением России за последнее десятилетие, да и среди простых поклонников этно-фолка вы едва ли найдете тех, кто не знаком с творчеством этих тувинских «шаманов».
Уникален проект тем, что его творчество основывается на аутентичном фольклоре республики Тува и народов Сибири, а главная миссия его участников – возрождение тувинской песни и музыкального наследия в его первозданном виде. При этом не боятся отходить от канонов и не исключают появления в своей музыке элементов других стилей. Именно это смешение уводит «Хуун-Хуур-Ту» от образа обычного «ансамбля горлового пения» или «фольклорного коллектива». То, что делает этот квартет, гармонично сочетая народные и современные инструменты, сильно отличается от того, что музыковеды привыкли считать исконно тувинской традицией. Это и не удивительно, особенно если знать, что игил – тувинский «дедушка» виолончели, дошпулуур – родственник банджо, хомус – «губная арфа», а бубен тунгур из шаманского арсенала музыкантов – прототип современных ударных.
Считается, что тувинскую музыку открыл миру американский физик, нобелевский лауреат Ричард Фейнман. Всю жизнь он хотел побывать в Туве, но не смог получить советскую визу, и мечта так мечтой и осталась. Зато он дал послушать запись тувинского горлового пения этномузыковеду Теодору Левину, и тот решил немедленно познакомиться с музыкантами: ему захотелось «посмотреть на людей, которые издают эти ужасные звуки». В 1987 году Тед Левин организовал этнографическую экспедицию в Советскую Республику Туву. Американец был тогда чуть ли не первым иностранцем, который ее посетил. Добравшись до столицы, Кызыла, он познакомился с четырьмя музыкантами, жившими впроголодь в бараках на окраине города. Это и была группа «Хуун-Хуур-Ту», тогда еще «Кунгуртук» (по названию реки и поселения на востоке Тувы). Они с удовольствием продемонстрировали заезжему ученому свой уникальный дар – горловое пение, когда один вокалист способен выводить две или даже три мелодические линии, сильно (до четырех октав) различающиеся по высоте. Левина это настолько потрясло, что он сразу пригласил их в США.
Тогда же ему – а заодно и всему музыкальному миру – открылось значение таинственного словосочетания «Хуун-Хуур-Ту»: расщепление солнечного света в облаках на множество расходящихся лучей. Это название отражает удивительное свойство тувинского языка – всего несколькими словами передавать в тончайших деталях особенности явлений и состояний природы.
В 1993 году выходит в свет первая пластинка «Хуун-Хуур-Ту» – 60 Horses in My Herd (60 лошадей в моем табуне). С нее-то и начинается нескончаемый тур талантливых тувинцев, объехавших с концертами мир, сыгравших практически на всех крупнейших фестивалях world music, джаза и рок-музыки, выступивших в самых престижных залах Америки, Азии, Европы и Австралии.
Большим энтузиастом в продвижении их музыки был Фрэнк Заппа, незадолго до своей смерти в 1993 году пригласивший тувинцев в собственную домашнюю студию. В то лето для совместных записей с ними там «джемили» многие друзья Заппы, настоящие классики этно-музыки: The Chieftains, Джонни Уотсон, Шанкар. У группы есть совместные проекты с множеством таких звезд мирового музыкального Олимпа, как «Кронос Квартет» – элита современного камерного авангарда, или Болгарский женский хор, обладатель Grammy, получивший широкую известность под именем Les Mystere Des Voix Bulgares. Вообще за годы своего существования «Хуун-Хуур-Ту» записались и выступили с выдающимися музыкантами самых различных направлений и стилей: Stevie Wonder, Greatful Dead, Trilok Gurtu, Fun-Da-Mental, Bulgarian Voices Angelite и другие. В Бельгии записана танцевальная версия песен «Хуун-Хуур-Ту», доводящая бельгийских рэйверов до экстатического транса. А не так давно, в 2012 году группа была номинирована на BBC World Music Award – самую престижную в мире ежегодную награду в сфере этно-музыки.
P.S. Прошлым летом Теодор Левин в очередной раз посетил Туву – теперь уже в качестве почетного участника этномузыкологического симпозиума, посвященного изучению горлового пения. Обращаясь к участникам научной конференции «Хоомей – феномен народов Центральной Азии», ученый признался, что раньше ошибался, когда говорил о недолговечности интереса мировой публики к тувинской музыке: «Когда я впервые увидел гастролирующих в США тувинских музыкантов в начале 1990-х, то я им посоветовал: ребята, берегите свои деньги. Потому что интерес к тувинской музыке не будет долгим. Мир капризный. Через несколько лет, наверное, какая-то другая музыка придет. Но сегодня можно смело сказать, что это был не каприз и не случайность»
Наталья Виноградова