Из «подвалов» воронежского музея

0

Выставка гравюры Петровского времени из собственного собрания музея открылась 9 сентября в Воронежском областном художественном музее им. И. Н. Крамского. Такой подарок решили преподнести городу и его жителям к 425–летнему юбилею музейные сотрудники. Экспозиция предоставляет возможность увидеть уникальные изображения, которые иллюстрируют историю эпохи, связанную с именем Петра I.

 

Уникальная коллекция

За свою многовековую историю Воронеж пережил много разных событий. В течение нескольких лет, на рубеже двух веков, он был общественным центром страны, где происходило важнейшее событие не только исторического, но и культурного значения – рождение русского военного флота, под началом Петра Великого.
Воронеж при императоре на короткое время стал важнейшим политическим, административным и культурным центром на юге России. Первый военно–морской устав, известный как «Устав по галерам», Петр I написал лично, плавая по Дону и Воронежу. Вместе с императором в Воронеж и Воронежский край в конце XVII–первой четверти XVIII в. приезжали государственные деятели: А. Д. Меншиков, Ф. М. Апраксин, Ф. Л. Головин и многие другие.

В настоящее время Воронежский художественный музей хранит уникальную по масштабу и качеству коллекцию гравюры 1-й половины XVIII в., насчитывающую 127 листов, на которых расположено более тысячи оттисков. Коллекция петровской гравюры – это старейшая часть собрания музея и сопоставима с такими превосходными собраниями гравюры первой трети XVIII в., как коллекции Государственного исторического музея, Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Российской национальной библиотеки.

Коллекция была передана Воронежу примерно в 1834 году по личному распоряжению Николая I. Губернатор города Дмитрий Бегичев вышел с предложением создать мемориал, посвященный дружбе таких важных для истории воронежского края личностей как Петр Великий и Митрофан Воронежский, поддержавший российского императора в его начинаниях по строительству флота. В 1843 году был утвержден проект памятника Петру I. Тогда же Министерством военного департамента было передано в комитет по созданию мемориала 127 гравюр «времен Петровских» хранящихся и теперь в фондах музея. С тех пор коллекция хранилась в самых разных местах, а с 1894 года находится в воронежском губернском музее.

На выставке представлено более 30 подлинных гравюр петровского времени, выполненные русскими (Алексей и Иван Зубовы, Иван Мякишев, Семен Матвеев, Алексей Ростовцев и др.) и европейскими (Адриан Шхонебек, Питер Пикарт, Гендрик Девит, Никола Лармессен, Якоб Кайзер) живописцами. А также можно увидеть уникальную карту Воронежского Наместничества 1792 г., выполненную А. М. Вильбрехтом.

Тематически экспозиция весьма разнообразна. В ней представлены оттиски, которые отразили важнейшие политические и военные события, новые формы быта, этапы развития науки и культуры, тенденции развития искусства в XVIII веке.

Помимо портретов самого Петра I экспонируются листы, посвященные Северной войне России со Швецией (1700 – 1721). События Северной войны были основными сюжетами печатной графики в России первой четверти XVIII столетия.

Гравюра первой четверти XVIII века имела две основные функции: быстро реагируя на происходящие в государстве события, она играла важную информационную роль; вместе с тем являлась средством пропаганды и просвещения, она была призвана запечатлевать ключевые моменты истории. Эти две задачи определяли характер и художественный язык произведений. Наряду с тщательно проработанными листами существовали гравюры иного рода – чертежи-с хемы, с одной стороны, выполнявшие чисто техническую функцию и малоинтересные с художественной точки зрения, с другой – являвшиеся бесстрастным историческим документом эпохи.

 

Виват, Гангут!

Битва у мыса Гангут 25 июня 1714 года, которую Петр I неоднократно сравнивал с Полтавским сражением, нашла отражение в гравюре Алексея Федоровича Зубова. Гравер не протоколирует баталии, не делает тактическую схему сражения, как это часто было принято в то время, – это живые образы, очень выразительные и вместе с тем необыкновенно графически декоративные.

Кроме того, на выставке представлена гравюра Гендрика Девита с рисунка Пикарта, который запечатлел торжественный ввод в Петербург взятых в плен шведских судов. Празднование гангутского триумфа проходило с размахом, тем более что это был первый праздник в новой столице. Его подготовкой руководил Меншиков. Битва у мыса Гангут открыла русскому флоту путь на просторы Балтики. Это сражение явилось первой крупной победой русского флота на море. Захваченные шведские корабли были доставлены в Петербург, где 9 сентября 1714 года состоялась торжественная встреча победителей. Петр I высоко оценил победу у Гангута, приравняв ее к Полтавской. Русский флот и пленные шведские суда дрейфовали в районе Кронштадта, ожидая сигнала для входа в Петербург, где в это время строились триумфальные ворота, продумывалась программа церемонии и издавалась листовка с объяснением событий праздника. Первая его часть была связана с торжественным проходом взятых шведских судов по Неве. Вторая – с шествием пленных моряков через триумфальные ворота на Троицкой площади. Триумфальная арка была роскошно украшена различными эмблематическими изображениями; среди них был русский орел, держащий слона, что намекало на шведский фрегат под названием «Элефант», и была надпись: «Aquila non capit Muscas» [с лат.: «Орел не ловит мух]. Пикарт, выступивший лишь создателем рисунка, по которому впоследствии работал Девит, более традиционен. Основное место в его композиции занимают суда, идущие вереницей по широкой глади Невы, в верхней части – узкая полоска суши с фигурами шведских моряков в сопровождении конвоя, проходящих через триумфальные ворота на Троицкой площади. Пояснительная надпись в картуше, который украшен аллегорическими фигурами Нептуна, Марса, трубящими в раковины тритонами и портретом Петра I, повторял текст пояснительной листовки-программы, изданной ко дню празднества. Гравюра далека от натурной зарисовки события, однако автор оригинала, объединивший два разновременных момента, специально подчеркнул достоверность изображения: «Виделъ и рисовалъ Питер Пикард». Произведение получило широкое распространение, рассылалось в армию и флот, продавалось в книжной лавке при Санкт-Петербургской типографии.

Во второй половине 1710-х Зубов стал ведущим мастером типографии, Пикарт, постепенно теряющий зрение, уже не мог активно работать. В результате гравюры, посвященные второй после Гангута значительной победе русского флота – баталии при Гренгаме, – были заказаны исключительно русскому мастеру. Как в случае с битвами при Полтаве и у мыса Гангут, сначала были созданы гравюры, связанные с празднованием триумфа, затем – изображение самого сражения.

На выставке представлены эстампы с изображениями кораблей, начиная со знаменитого «дедушки русского флота» – ботика Петра I и заканчивая таблицами морских сигналов и иллюстрациями к различным изданиям по морской тематике. Заслуживает внимания и модель фрегата «Петр и Павел» (дипломная работа Петра I в Голландии), исполненная Михаилом Ратгаузским в 1989 году.

Сюжетами для гравированных листов становились также различные празднества и торжественные события, многочисленные аллегорические транспаранты для фейерверков и триумфальных ворот. Среди них – гравюра Алексея Зубова с изображением фейерверка, посвященного коронации императрицы Екатерины I.

 

«Вид Москвы с Большого Каменного моста»

На выставке можно увидеть и редкую гравюру Пикарта с изображением Москвы. Эта гравюра представляет собой не столько пейзаж, сколько историческую картину Москвы, начавшей строить в 1707 году «московскую фортецию» – земляные валы и палисады вокруг Кремля и Китай–города для защиты от возможного нападения шведов. Центральные четыре листа, представленные в экспозиции – вид из Замоскворечья на Китай–город и Белый город. «Вид Москвы» дает обзор от Каменного моста – художник и зритель смотрят на город с противоположного берега реки. Этот часто встречающийся в проспектах композиционный прием лишен тривиальности благодаря размещению в левой части гравюры грандиозного сооружения Большого Каменного, или Всехсвятского моста. Сооруженный в середине XVII в. мост с пристанью и часовней на правом берегу Москвы–реки определяет построение панорамы. Гравюра не имеет подписи. С давних пор она считалась работой Пикарта. В 1954 году В. К. Макаров сделал неудачную попытку приписать «Вид Москвы» Бликланту. С тех пор по вопросу авторства гравюры существуют разногласия. Документы не дают прямых свидетельств о гравировании «Вида Москвы с Большого Каменного моста» Пикартом. Но они подтверждают, что вид исполнен в конце 1707 – первой половине 1708 г., когда Бликлант находился в Петербурге, а гравировальной мастерской Оружейной палаты руководил Пикарт. В сентябре 1708 г. гравюра «вид Москвы с Большого Каменного моста» готова. Пикарт печатает ее среди других гравюр, исполненных в Оружейной палате. Таким образом, ни стилистический анализ, ни документы не дают никаких оснований считать, что Бликлант принимал какое–либо участие в исполнении «Вида Москвы с Большого Каменного моста». Рисунок для гравюры в 1707 г. исполнил Пикарт, и гравирование закончено к середине 1708 г. самим мастером вместе с его учениками И. и А. Зубовыми, П. Буниным, В. Томиловым и другими, чем объясняется некоторая стилистическая неравномерность исполнения.

Украшением выставки стал один из лучших живописных портретов Петра I, выполненный польской художницей Хенрикой Безлер–Чижевской в 1914 году с работы французского художника Поля Делароша (1838) и приобретенный в Варшавском художественном салоне «Julian Burof». В Губернский музей картина поступила в 1918 году из Санкт–Петербургского Гренадерского полка.

Валерия Меремьянина 

Об авторе

Оставить комментарий