…И музыка хлынет с дуги бытия…

0

Канун Третьего Платоновского Фестиваля искусств. Ожидание новых интересных встреч с музыкальными индивидуальностями, и коллективами международной известности и недюжинного профессионального авторитета. В предвосхищении новых впечатлений самое время остановиться, оглянуться, поразмышлять над тем, что же заметного, радостного и запомнившегося принес собственно воронежский музыкальный сезон, финиширующий перед самым открытием фестиваля, украсившего культурную жизнь на родном меридиане…

POL_7786

… Читатель нашей газеты знает, что мы не останавливаемся на событиях из жизни популярных жанров, не рецензируем концерты Киркорова, Буйнова или Шуфутинского. Они безмерно афишируются и без нашего участия. Мы пишем лишь о том, что привлекает аудиторию не столь широкую и, быть может, не самую обеспеченную, но преданную, как говаривал Александр Андреевич Чацкий, «искусствам творческим, высоким и прекрасным». Иными словами, постоянно говорим об опере, камерных и симфонических опусах, к которым большинство людей, увы, относится с некоторой опаской и предубежденностью. Между тем, искусства эти безмерно глубоки и завораживающе прекрасны, разумеется, в интерпретации умелых и талантливых исполнителей. Расскажу только об одном концерте в камерном зале Московского дома музыки, состоявшемся в самом конце апреля. На эту в высшей степени престижную площадку на сей раз был приглашен Молодежный симфонический оркестр Воронежа под управлением его художественного руководителя заслуженного артиста России Юрия Андросова. И это было признанием творческих заслуг коллектива (директор Вера Гусева), который почти десять лет, помимо интенсивной концертной работы дома и за рубежом, участвует в программе самого благородного фонда «Новые имена». Вот и на сей раз, кроме ярких и мастеровитых московских ребят, с нашими музыкантами выступили замечательно талантливые, не по-детски артистичные Игорь Андросов (фортепьяно), Владимир Шабашов-младший (ксилофон) и очаровательно-непосредственная Машенька Артеева (скрипка), о блистательной победе которой на телевизионном конкурсе «Щелкунчик» мы уже нашим читателям рассказывали. И Молодежный оркестр, и юные солисты были приняты московской публикой с радостным энтузиазмом и неподдельным восторгом. И это лучше всяких слов свидетельствует: Воронежу музыкальному есть что предъявить городу и миру на уровне самых высоких стандартов.

Столь же добрые чувства и слова можно адресовать хору оперного театра под руководством маэстро Владимира Кушникова. Этот коллектив в предпасхальные дни подготовил и трижды исполнил (солисты Софья Овчинникова и Алексей Иванов) могучую хоровую фреску Сергея Васильевича Рахманинова «Всенощное бдение». Прекрасные духовные произведения великих русских композиторов – Чайковского, Римского-Корсакова, Танеева – десятки лет были под свирепым запретом коммунистического агитпропа. Возвращение их публике на вполне добротном профессиональном уровне – несомненная заслуга хорового коллектива оперного театра и его весьма одаренного руководителя. Жаль только, что намечавшаяся театром на весну постановка оперы К. Орфа «Умница» по каким-то неведомым нам причинам не состоялась. Что же до премьеры американского мюзикла «Мужчина моей мечты», то можно только подивиться и порадоваться вокальному, танцевальному, сценическому мастерству А.Добролюбовой, Л.Солод, А. Тырзыу, С.Мещерского, Е.Белова и все того же Алексея Иванова. Однако скажу без обиняков: выдержать эту бессодержательную белиберду, несмотря на старания и умения волгоградских постановщиков, невероятно трудно. Понимаю: развлекательная функция театра всегда существовала и будет существовать, отменять ее было бы глупо, но и чувство меры деятелям искусства не должно изменять…

Теперь о завершении 87-го филармонического сезона. Здесь было много интересного и даже поучительного. Например, на концерты закрытия публика с большим нетерпением ожидала приезда выдающейся пианистки Э. Вирсаладзе с Первым фортепьянным концертом Чайковского. Однако Элисо Константиновна, к сожалению, заболела и вынуждена была отменить не только поездку в Воронеж, но и тур по городам Голландии. Заключительные концерты буквально повисли на тонком волоске. Выручил наш друг Денис Мацуев, порекомендовавший Елену Колесову, лауреата 20-ти международных конкурсов. Двадцатисемилетняя пианистка продемонстрировала неисчерпаемые возможности отечественной исполнительской школы. Воспитанница Алексея Наседкина, последнего ученика легендарного Генриха Нейгауза, играла всемирно популярный концерт Чайковского (дирижировал Владимир Вербицкий) с обезоруживающей свободой, богатейшим разнообразием звуковой палитры, непередаваемым обаянием и замечательным ощущением формы этого шедевра русской музыки.

В этом же концерте был своеобразно отмечен столетний юбилей балета Игоря Стравинского «Весна священная». Однако если в 1913 году премьера в театре Елисейских полей провалилась, то у Владимира Вербицкого партитура маститого автора, непонятого парижанами, звучала свежо, мощно, стилистически выверено. Из других программ Главного дирижера, открывшего в этом году пятый десяток (!) лет работы с Воронежским академическим оркестром, отметим удивительно мощную ораторию французского композитора Артура Онеггера «Пляска смерти», в которой очень достойно выступил хор Академии искусств под управлением постоянно дерзающей Ольги Николаенко. В тот же вечер мы впервые услышали необычайно талантливого вьетнамского пианиста Данг Тай Шона, сдержанно и вместе с тем вдохновенно исполнившего могучий фортепьянный концерт №5 Бетховена.

Очень важно и то значительное обстоятельство, что качественный уровень содержания программ, исполнительское мастерство остаются высокими, когда на дирижерском подиуме появляются младшие коллеги художественного руководителя, Игорь Вербицкий, к примеру, с блеском и неотразимым шармом провел тепло встреченный публикой вечер американской классической музыки ( С.Барбер, Л. Бернстайн, Дж. Гершвин), а Юрий Андросов был безукоризнен в аккомпанементе замечательному виолончелисту Петру Кондрашину (концерт Камилла Сен-Санса ля минор) и основателен в интерпретации Первой симфонии И.Брамса.

Подведем итоги. Музыкальные сезон 2012-13 гг. в Воронеже, по благодарным отзывам публики, вполне удался. Разумеется, и мы уже не раз об этом говорили, хотелось бы большего количества премьер в опере, расширения диапазона симфонических программ за счет исполнения музыки XX века. Мы давно не слышали симфоний Н. Мясковского, произведений А. Шнитке, Э. Денисова, С Губайдуллиной. Впрочем, и Дм. Шостакович изрядное время отсутствует на наших подмостках.

Что ж! С надеждой, верой и любовью к нашим мастерам будем ждать нового сезона, а главное, прилива новых слушателей в концертные и театральные залы…

Бронислав Табачников
Фото Леся  Полякова

Об авторе

Автор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий