Гостиница «Славянка» – еда, ночлег, стоянка! Местный туризм: неприятные вопросы и непростые ответы

1

Нет ничего прекраснее, чем то, что мы имеем у себя в Воронежской области. Где еще найти такое гармоничное сочетание рек, лугов, лесов и полей? А культурное наследие? А Костенки? Еще Костомарово и Белогорье. Теллермановская роща и Хреновской бор. Боярский лес и река Хопер… Лично для меня нет на свете места краше, чем участок реки Битюг между селами Шишовка и Коршево.

tourists

А по сути – что это все? Куда хотите вы, дорогие воронежцы, попасть в свой отпуск? Как желаете его провести? Может, как и большинство людей на планете Земля, в теплых краях, у моря, на горячем песке, в обилии еды, напитков и сна?!

Немного суровой реальности. Россия постоянно теряет позиции в рейтинге государств, привлекательных для туризма. Это оценка не моя, а Всемирного экономического форума (ВЭФ). Теперь наша страна занимает 63 место из 140, хотя в предыдущем рейтинге была на 59 строчке. И, редкий случай, российские эксперты с оценкой зарубежных коллег согласны. Всемирный экономический форум почти три десятилетия изучает проблемы национальной конкурентоспособности, потому его выводы точны и – для нас – неутешительны.

Чтобы убедиться в этом, достаточно задать несколько вопросов, с ответами на которые непременно возникнут трудности. На какие потоки следует рассчитывать принимающей стороне в Воронежской области? Кто принимает и где? Чем будем кормить? На чем и куда возить? И откуда? Представьте себя каким-нибудь доном Диего из, скажем, Аргентины! Сидите вы в своем городе с простым аргентинским названием Санта-Сальвадор-де-Жужуй и никак не можете понять, зачем, прилетев в Москву, вы должны (по цене перелета через всю Европу) прибыть в город Воронеж, а потом два часа трястись по сельскому бездорожью для десятиминутного знакомства с орловским рысаком. И почему вместо того, чтобы с комфортом озирать окрестности плато Пуна, вы должны подвергаться тем же самым дорожным неудобствам, чтобы на часок заехать в пещеры Дивногорья. Ведь вам, поди, и отобедать захочется. А негде!

Начнем с того, что давно пора перестать продавать тот туристский продукт, которого у нас и в помине нет. Чтобы что-то продать, хорошо было бы что-то создать.

Важно понять – абсолютно неважно, как и для чего прибудет в наш регион, в нашу область тот самый вожделенный турист. Не стоит решать за гостя, что привлекает его в дестинации. Стоит подумать о том, где он будет спать, что есть, на чем ездить и на что смотреть. Необходимо провести «ревизию» объектов показа, аттракций, объектов культурного наследия, ландшафтно-биологических и ландшафтных памятников природы. Необходимо верно заострить внимание потенциальных туристов на том или ином. У региона должны быть очень веские причины, чтобы турист мотивировал свое прибытие желанием «посетить культурное мероприятие» в области.

Туризм подвергается влиянию различных факторов. Некоторые из них способствуют его развитию (богатые культурно-исторические и природно-географические ресурсы), другие сдерживают (плохая экология, напряженная политическая обстановка, экономический спад). Для развития туризма в Воронежской области и его положительного влияния на культурную среду необходимо учитывать все факторы. Только лишь богатства культуры и природы недостаточно. Нужно обеспечить их доступность и сохранность, следить за окружающей средой. При формировании туров надо грамотно проводить сегментацию посетителей по социальным и демографическим признакам и учитывать особенности различных групп туристов. И, конечно же, важно обеспечить безопасность пребывания – не только на территории области, но и всей страны. Увы, пока все сводится преимущественно к звучным именам тех или иных «интересных местечек», на которые стоит посмотреть.

А зачем описываете вы, специалисты индустрии гостеприимства, прелести и красоты не всегда родного вам края? Зачем зазываете «клиентов», выдумывая за них цель их прибытия? Не «смотреть» хочет турист, а прибыть! Прибытие трудно, а порою и невозможно мотивировать «смотринами»! «Колыбель флота» – это хорошо, но туристу, помимо флотской колыбели, хочется свою удобную и теплую постель, а также вкусную еду, радушный прием. Удобный транспорт и «короткое экскурсионное плечо». Безопасность, чистоту и уют. Замечательно написано на рекламном щите придорожного комплекса 598-го километра при повороте на Духовое: «Славянка: еда, ночлег, стоянка».

Надо сказать, туристский продукт состоит не только из предмета деятельности организаторов, которые являются также и посредниками в этом процессе. Это – широкое социально-экономическое явление, в процессе которого экономические выгоды проявляются в смежных отраслях хозяйства (перевозки, размещение, питание, аттракции, торговля, банковские, финансовые, страховые и иные сопутствующие услуги и работы).

Следует понять, что сам по себе «туризм» формировать бюджеты не в силах. Туризм может стимулировать наполняемость бюджетов в дестинациях. Зарабатывают – «смежники»: связисты и перевозчики, рестораторы и театралы, музейщики и производители сувениров. Путь пополнения бюджетов всех уровней, – в том числе и увеличение личных накоплений, – это эффективное налогообложение и высокая эффективность труда.
Помимо прочего, сегодня мизерно мало причин для мотивации прибытия в Воронежскую область. Орловские рысаки? Дворец Ея Императорского Высочества принцессы Ольденбургской в Рамони? Платоновский фестиваль?

Прелести объектов показа Воронежской области известны всем. Настало время реально рассчитать ресурсы, емкость и экономику воссоздания, поддержания и эксплуатации этих мест, задумавшись о вложениях и сроках окупаемости.

И хотя туристские ресурсы Воронежской области велики, но количество уже освоенных ресурсов недостаточно для удовлетворения интересов предполагаемой массы туристов. Одновременно нельзя приводить к перегруженности освоенных районов и объектов туризма, у нас и так емкость объектов зачастую не рассчитана или преувеличена. Бесконтрольное использование таких мест ведет к снижению качества отдыха, загрязнению окружающей среды, нарушению экологического равновесия, нанесению значительного ущерба уже используемым и потенциальным туристским ресурсам.

Да, придираться можно долго и со вкусом, благо есть к чему. Можно вообще сказать, что ситуация с туризмом в Воронежской области попросту плачевна. И что – все бросить и ничем не заниматься? Отнюдь. Стоит и еще как стоит развивать туризм! Только развивать следует «туристский туризм» – настоящий, а не «тряпочный», который так нравится обывателю. И очень важно, чтобы без дилетантов. И еще для становления туристской индустрии в области необходим отказ от подхода к туризму как к виду деятельности, обслуживающей политические, дипломатические и другие подобные мероприятия, и переход к экономически целесообразной и выгодной хозяйственной деятельности.

Подытожим сказанное. Туризм является сложным межотраслевым комплексом, требующим системного подхода к регулированию социально-экономического взаимодействия многих отраслей хозяйства на федеральном и региональном уровнях. Основной и, фактически, единственной функцией туризма является доставка платежеспособного клиента в туристскую дестинацию. Основным и единственным критерием в туризме были и остаются прибытия. Соответственно, становится абсолютно все равно, под каким предлогом турист прибудет в Воронежскую область, и что его заинтересует. Фестивали, памятники ли, монументы, конкурсы, спектакли, конгрессы, конференции, оздоровление, лечение, отдых, еда или купание – все это, по большому счету, уже вторично. Главное, чтобы ему было здесь комфортно жить и проводить время.

Николай Корзон

Об авторе

1 комментарий

  1. Антон опубликовано

    Гостиницу Славянка мне посоветовали знакомые по ссылке: http://www.travel.ru/hotel/russia/moscow/hostel_slavyanka/#38. Они рассказали, что здесь недорого и очень комфортно. После того, как я провел в этой гостинице отпуск, мне тоже здесь очень понравилось. Теперь буду отдыхать здесь постоянно!

Оставить комментарий