Госпожу свою – музыку – славлю

0

Нарушим традицию и начнем наше очередное музыкальное обозрение не с пристального взгляда на программы симфонического музицирования, но с премьерного события в Театре оперы и балета. Вот уж и впрямь – не было ни гроша, да вдруг алтын! Вслед за моцартовской «Волшебной флейтой», прозвучавшей на сцене воронежской оперы довольно мило, хотя и не без шероховатостей, практически мгновенно вышли вальяжно путешествующие по всему миру «Паяцы» неаполитанского менестреля Руджеро Леонкавалло. Случай сколь редкостный, столь и приятный, потому как до этого оперными премьерами нас долгое время не баловали.

Спектакль, судя по афишам, планировался, как бенефис известного в прошлом солиста Большого театра Владислава Пьявко. Однако ветеран по зрелом размышлении решил в Воронеже не появляться. Что ни говори, партия Канио отчаянно трудна, к тому же подводные рифы воронежской постановки из Москвы не видны. Рисковать в этом случае репутацией кому ж охота? Из Киева в пожарном порядке был приглашен (уже не в первый раз!) Андрей Блощинский. Он – скажем ему большое спасибо – и выручил, притом, что ни певческим, ни актерским мастерством немногочисленную публику не захватил и не потряс. Куда убедительней, ярче, мастеровитей выглядели наши местные солисты. В первую очередь Игорь Горностаев (Тонио), который – отдадим ему должное – растет от премьеры к премьере, и Анастасия Черноволос, создавшая впечатляюще неординарный, исполненный игривого обаяния и опасного легкомыслия, образ красавицы Недды.

Музыкальное благополучие спектаклю обеспечил мягкий, пластичный, местами выразительный оркестр (дирижер-постановщик Юрий Анисичкин). О сценическом оформлении и режиссуре умолчу. Художник Валико Кочиашвили, видимо, так был стеснен в средствах, что использовал задник предыдущей балетной постановки, а молодой режиссер Павел Сорокин, приглашенный из Москвы, обнаружил совершенно невероятный полет фантазии, расстреляв в финале оперы всех ее участников. Пощадил постановщик только Тонио. Решение правильное: Игорь Горностаев действительно был в этом спектакле лучшим.

Очередные премьеры, как явствует из анонсов, уже не за горами. Незатейливую оперетку Евгения Птичкина «Бабий бунт» мы увидим, надо полагать, в конце весны. Что до мощного «Летучего голландца» Рихарда Вагнера, то он, по словам директора театра Игоря Непомнящего, ворвется в Воронеж в самый канун следующей зимы. В таких случаях незабвенный Остап Бендер говорил: «Лед тронулся, господа присяжные!» Если действительно так, то это прекрасно!

… На симфонической эстраде все куда более спокойно и предсказуемо. Академический оркестр репетирует и выступает с концертами, не позволяя себе аритмии и репертуарных послаблений. Из программ, запомнившихся публике минувшей зимой, отметим исполнение Симфонии №15 Дмитрия Шостаковича. Молодой – всего двадцати двух лет от роду – дирижер из Узбекистана Азиз Шохакимов был бесподобен. Последнюю симфонию национального гения – произведение строго классического инструментализма – он интерпретировал как глубокую повесть о жизни, в которой было счастливое детство и зрелые годы, полные борьбы, страданий, трагических обретений и потерь. Талантливый выпускник Ташкентской консерватории обнаружил удивительную мудрость, соединенную с редкостной технологической оснащенностью и глубоким пониманием тончайших особенностей позднего симфонизма Дмитрия Шостаковича. В тот же вечер мы стали свидетелями одухотворенного музицирования двух замечательных артистов – альтиста Александра Гуревича и воронежского прославленного кларнетиста Владимира Ловчикова. Не особенно глубокий, но празднично возвышенный, исполненный высокого благородства концерт для альта и кларнета Макса Бруха они исполнили с подкупающим обаянием и блеском. Вообще, хотелось бы отметить высокий уровень дирижеров, предложивших публике преимущественно весьма убедительное, зачастую художественно безупречное прочтение, казалось бы, давно известных партитур.

Юрий Андросов бережно, с тонким ощущением стилистики времени интерпретировал знаменитую «Неоконченную» Франца Шуберта, сердцем почувствовав горечи, радости и надежды, спрятанные в этих нотах. Кстати, ему довелось очень чутко дирижировать молодежным симфоническим оркестром, аккомпанируя одаренным детям, удостоенным наград фонда «Новые имена». Лидер этой благородной организации, несравненный Денис Мацуев, кроме вручения наград, порадовал публику своим энергетически мощным, ярким исполнением Первого фортепьянного концерта Чайковского.

Игорь Вербицкий, напротив, с элегантным блеском и вдохновляющей художественной свободой предложил аудитории насладиться вместе с ним и оркестром столь нечастой для Бетховена радостью бытия, явленной городу и миру в его Восьмой симфонии. В этом же концерте мы впервые познакомились с Яковом Кацнельсоном – очень одаренным воспитанником Элисо Вирсаладзе. Яков поразил публику вихревым и духоподъемным исполнением концерта №5 для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева. С этим музыкантом, богатейший потенциал которого нам только приоткрылся, хотелось бы встретиться еще и еще раз.

Хорошее впечатление на публику произвел молодой польский маэстро Адам Клоцек, уверенно прочитавший знаменитую шотландскую симфонию Феликса Мендельсона. Тем же вечером любители музыки, заполняющие каждый раз до отказа концертный зал, смогли услышать одаренную скрипачку (тоже из Польши) Марту Лелек. Зрители были в восторге от исполнения ею Второго скрипичного концерта современного классика Василия Станковича.

Вершинной точкой этой части сезона стало, конечно же, исполнение оркестром под управлением Виктора Вербицкого Первой части симфонии Сергея Рахманинова. Ровно 115 лет тому назад она впервые была сыграна в Петербурге под управлением маститого Александра Глазунова. Премьера оказалась катастрофически неудачной. Симфонию, уничтоженную автором, забыли на долгие времена. По сохранившимся в библиотеке Петербургской консерватории голосам ее удалось восстановить лишь после войны, но только сейчас маэстро Вербицкий сумел доказать, насколько значительно, самобытно и глубоко трагично это сочинение совсем еще молодого в ту пору композитора. В этом же концерте впервые в Воронеже выступил виолончелист Денис Шаповалов, один из любимейших воспитанников Мстислава Ростроповича. От Учителя воспринял Денис свободу и широту взгляда на мир, всеобъемность искусства, удивительную чистоту и мощь звучания, качество самого звука, льющегося прихотливо, нежно, захватывающе красиво, словно выразительная речь мудрого оратора. Шаповалов исполнил Вариации на темы Рококо П.И. Чайковского. Трудно даже себе представить, сколько раз они уже звучали в Воронеже, но как восхитительно было в этот раз!

… 86-й симфонический сезон выходит нынче на финишную прямую. Надеемся, что будет она столь же удачной, как и все предыдущие.

Бронислав Табачников

Об авторе

Автор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий