Где появится новый Ауровиль?

0

16-17 мая в шестой раз в Воронеже, при поддержке правительства области и губернатора Алексея Гордеева, прошёл архитектурный форум «Зодчество Черноземья 2013». Перспективы развития градостроительства и его состояние в настоящий момент, анализ и прогнозирование, ведущие архитекторы страны и их иностранные коллеги, прогрессивная архитектура и память веков – в общем, событие получилось масштабным  и значимым.

19

Некоторый ажиотаж случился в самом начале, когда влиятельные и авторитетные гости мероприятия подарили местным журналистам серию броских цитат. И под занятным лозунгом а-ля «раньше города строились по несколько веков, а сегодня мы можем создать Флоренцию за несколько лет» мероприятие перешло к активной стадии, уже куда более спокойной и увлекательной.

Одним из лейтмотивов «Зодчества Черноземья 2013» стала дилемма – как договориться власти и бизнесу. Тема необходимости вменяемого сотрудничества между архитектором, чиновником и предпринимателем поднималась практически во всех выступлениях, звучала между строк едва ли не в каждом обсуждении.

Работа форума была направлена на привлечение внимания не только архитекторов, застройщиков и других представителей строительных компаний, но и обычных горожан, которых интересует будущее города. Самой многочисленной, пожалуй, оказалась коалиция студентов и начинающих архитекторов. Что очень приятно.

Программа оказалась настолько плотной, что посетить, увидеть и услышать все оказалось физически невозможно. Одновременно в разных залах шло сразу по несколько лекций и выступлений; в фойе тоже было что изучить – многочисленные стенды, выставки, макеты, проекты, видеотрансляции… Смотр-конкурс на этот раз не являлся гвоздем программы, однако вниманием тоже не был обделен.

04

Образовательный сегмент – лекции и мастер-классы – разделился на три условные категории: «Исторический центр», «Новое строительств» и «Не скучно». Условные – потому что спикеры форума непременно поминали исторический центр в контексте нового строительства и делали это действительно не скучно. К тому же, аудитория выбирала не столько цвета категорий в программке-расписании, сколько того или иного конкретного лектора и тематику.

 

Евгений Асс: «Простота – не стиль и не прием, а профессиональный императив»

Мне удалось посетить далеко не все, но о том, что показалось самым интересным, рассказать стоит. Андрей Чернихов, профессор МАРХИ, человек известный и за пределами архитектурных кругов, хотел сделать лекцию-беседу на тему утопии. Произнес небезызвестное «если мы с вами разговариваем, это не значит, что мы беседуем». В итоге из предполагаемой дискуссии об утопии получилась лекция-монолог, но тут уже имеет смысл попрекать аудиторию. Забегая вперед, следует сказать, что ответить на вопрос – как утопию превратить в реальность? – Андрею Александровичу не удалось (по разным причинам) и во время круглого стола, посвященного Петровской набережной.

Вылавливая в историческом котле прецеденты, Андрей Чернихов вывел достаточно, на мой взгляд, свободную для толкования идею, не упустив случая вписать в эту систему координат и Джунья Ишигами, художника во всех смыслах этого слова. Его видение архитектуры подразумевает не только легкость и свет, но и возможность создать (или найти?) порядок в хаосе. А «Тайная вечеря» руки молодого японского вундеркинда запомнилась всем – нет ни Христа, ни апостолов, только пустой хрупкий мир.

 

***

Кажущийся совсем юным Георгий Заборский долго и витиевато пытался играть одновременно за две команды – отдавал должное и тщательному планированию, и постепенной эволюции. Двойственность эта, как он сам отметил, связана с его жизненным опытом.

_MG_2042

Современное строительство жаждет избавиться от хаоса, для чего упорядочивает главное, вычленяя доминанты. Оттолкнувшись от этой нехитрой идеологии, появился Ауровиль, город в Индии, который должен был стать интернациональным центром, где расовые, религиозные и социальные различия не играли бы роли. Но вместо ожидаемых пятидесяти тысяч жителей сегодня там обитают не более двух.

Другой пример находится, что называется, под боком – Сколково. О нем, полагаю, что-либо писать излишне.
Заборский видит проблему в отсутствии основы, почвы. Новую ткань удастся создать только на сложившейся текстуре. И, ориентируясь на Силиконовую долину, нельзя забывать о том, что там наличествовали и место, и среда.

А вот хаотичная застройка, со своим чудаковатым порой обликом, а также ворохом проблем, позволяет «втиснуть» в себя что-то новое, благо прежде земля в отдельных районах использовалась не слишком рационально. Такой город дарит возможности, там много забытого, заброшенного, не понятно, кому принадлежащего, и дешевого.

Построенный рационально, с умом – город не способен принять ничего нового. Он стареет сразу, целиком, и в какой-то момент все это может обернуться катастрофой. В идеальной системе не получится ничего изменить, а идеальность ее временна.

Выход из ситуации Заборский видит в метафоре Деррида – в складке. На ровной ткани все видно, а складка чревата углами, ни из одного угла целую картину разглядеть не удастся.

 

***

Гость из Голландии Пи де Браун, архитектор амстердамского бюро «de Architekten Cie», изъяснялся на сухом английском, понимать который присутствующим помогала переводчица. В таком формате коммуникацию с залом образцовой назвать трудно, хотя иностранный опыт солидного профессионала оказался весьма впечатляющим.

planshet_DOM_MOLODEZHI_100x250_02

Компактная Голландия, часть территории которой лежит ниже уровня моря, представляет собой разветвленную сеть каналов. Подобно изогнувшимся под прямыми углами кровеносными сосудам, эти каналы образуют уникальную систему, живую и развивающуюся. Ощущение свободы и широты пространства возникает тоже благодаря эффективному использованию воды – в Амстердаме только у ленивого нет лодки или небольшой яхты.

Потому де Браун особый акцент сделал на воронежском водохранилище, потенциал которого совершенно не раскрыт в градостроительных смыслах. Также голландский специалист на ряде примеров из собственной практики продемонстрировал, как можно каждый новый элемент в архитектурном портрете города аккуратно вплести в общую структуру – долговязый голландец однажды перестроил целый район, не слишком привлекательный для населения, сумев коренным образом изменить ситуацию.

 

***

Одним из самых занимательных и ожидаемых было выступление Евгения Асса, основателя и ректора архитектурной школы МАРШ. Завязав свою лекцию «Пространство диалога» на парадоксальном и отчасти мистическом значении буквы «П», Евгений Викторович не прошел мимо политики, памяти, поэзии, просвещения, понимания и простоты.

Именно простота стала краеугольным камнем его взгляда на архитектуру. Променад в московском парке «Музеон» и стена перед Театром-Театром в Перми – своего рода оды лаконичному изяществу, пусть и с разными судьбами.

01

Евгений Асс убежден, что установка на простоту – единственный радикальный жест в эпоху тотального маньеризма. Архитектор может ничего не переделывать, если способен на идейном уровне взломать ординарную структуру. Достаточно просто провести диагональ и понять, что город – в первую очередь социальное тело, а не бетонное или пластиковое.

 

Петровская набережная

Круглый стол, посвященный Петровской набережной, по своему сценарию напомнил классическую трагедию с открытым финалом.

Начиналось все многообещающе – мило, радостно и светло. Итогом совместных трудов мастерской Андрея Чернихова и института «Воронеж-проект» стала новая концепция Петровской набережной.
Проектов и идей на эту тему и прежде было немало. Текущая же совмещала свежие замыслы с давними предложениями. Набережная должна стать рекреационной зоной, центром отдыха и развлечений, не утратив при этом культурной и исторической ценности, и при этом гармонично вписавшись в инфраструктуру города.

Изучая в течение года мнение населения, команда москвичей и воронежцев постаралась выдать следующий многофункциональный проект: намыв солидной прибрежной территории обеспечит меж двух мостов достаточно пространства для универсального киноконцертного комплекса, дворца бракосочетаний, центра современного искусства, парка развлечений и многого другого. В ходе последующего обсуждения особой критике подверглась заявленная необходимость постройки жилых комплексов. Профессоры ВГАСУ высказали опасение, что поселятся тут, скорее всего, богатые люди, создав новый элитный оазис, куда простым смертным путь окажется заказан.

Реализоваться проект сможет только в случае партнерства между частным предпринимательством и государством. Федеральные программы и частные инвестиции – вроде бы зеленый свет, вот только закон, регулирующий такого рода отношения, в силу еще не вступил. А поскольку правовая схема однозначно будет включать большое число участников, то имеющихся юридических актов, которыми теоретически можно воспользоваться, попросту не хватит, чтоб все адекватно регламентировать.

Далее пошла в ход тяжелая артиллерия – с водохранилищем связано множество проблем, и не только в области экологии. Фактически водоем принадлежит федерации, а не области, поэтому препоны и бюрократические ямы, скорее всего, гарантированы. Да и вопрос – зачем нужна рекреационная зона, если туда невозможно добраться удобным способом? – встал ребром.

В общем, перспективы развития Петровской набережной довольно туманны, несмотря на красочные и поражающие воображение планы. С финансированием все обстоит тоже пока довольно загадочно, а задуманное выглядит очень уж красиво и современно, поэтому кажется попыткой искусственным путем включить инородные объекты в существующую среду. Но, в любом случае, обсуждения теперь пойдут на уровне правительства.

_MG_1893

С другой стороны, оживленный спор – хороший признак вполне конкретной коллизии, а именно на ней зиждется любое творчество, как бы оно ни было сковано и видоизменено маркетингом, экономикой и банальной глупостью. Все выступающие на форуме в той или иной степени отметили, что современный архитектор должен быть и экономистом, и художником, и политиком, и социологом – едва не в равных пропорциях. Многозадачность – залог успеха и профессионального роста, а реализовать проект, даже не имея изначальных ресурсов, очень даже возможно.

 

Эндшпиль

Немаловажной показалась и тема социальных взаимодействий, сквозившая в речах многих гостей. Андрей Чернихов прямо так и начал: «Занимаясь архитектурой, мы забыли о людях». Георгий Заборский не без упоения рассказал об известном радикале Сантьяго Сиргуэде и его проекте «Receptos urbanas» . В общем, мысль о том, как гражданская позиция общества способна серьезно повлиять на глобальные планы крупных компаний и власти, озвучивалась на форуме неоднократно в разных контекстах.

Общее настроение выступлений маститых специалистов отражалось скорее в философско-созерцательном взгляде на положение дел в современной архитектуре. А вот их более молодые коллеги на щиты поднимали темы выживания и самореализации в текущей экономической ситуации. В частности, некоторые лекции и мастер-классы были посвящены смежным сферам, таким как краудсорсинг, брендология и строительство глобальной инфосферы.

Показательными в этой связи служат некоторые особо яркие образы-примеры, которыми оперировали выступавшие. Например, можно, оказывается, прогуливаясь где-нибудь и увидев, как из трубы течет нефть, с помощью десятка клавиш на ноутбуке за пару минут сделать так, что акции условной нефтяной компании упадут в цене. И не думайте, будто это никак не связано с архитектурой.

Навевали грусть звучавшие тезисы об инфантилизации общества, о том, что каждый из нас сегодня не просто субъект рыночных отношений, но даже товар, о превосходстве информации о товаре над самим товаром… Как правило, эти сентенции связаны с неумением и нежеланием принимать последствия перемен. А они, перемены, однозначно будут. И хочется верить, что в лучшую сторону.

Александр Вихров
фото Сергей Мардело

Об авторе

Оставить комментарий