Фольклорный тренд. Как творчество ансамбля «Паветье» меняет город

0

Вот уже как девятнадцать лет коллектив «Паветье» знакомит воронежцев с русским фольклором. Название ансамбля пришло не случайно: пАветье – это новая веточка, свежие ростки. Собравшись вместе, они, игравшие когда-то в разных коллективах, стали настоящей семьей, которая бережно воспитывает и растит свое де­­тище – русскую народную музыку. Их жизнь – это постоянные разъезды с концертами по городам России и странам ближнего зарубежья, участие во множестве фестивалей. В итоге «детище» подросло и окрепло, а потому пришло время поближе познакомить его с теми, кто наблюдал за этим становлением или никогда не видел вовсе. Так и был создан фестиваль «В славном городе Воронеже…»

IMG_6867

«Наш фестиваль отличается от подобных»

«Тот год, 2010-й, когда мы впервые провели фестиваль «В славном городе Воронеже…», был очень плодотворным для нашего коллектива. Мы побывали на множестве фестивалей, нас всюду звали. И тогда мы задумались: а почему мы не можем пригласить своих друзей к нам, в Воронеж, чтобы показать наши традиции и культуру, а также отблагодарить за то гостеприимство, которое нам дарили на различных мероприятиях?», – рассказала Александра Самотягина, руководитель ансамбля «Паветье».

Ежегодно на фестиваль в Воронеж приезжает более 20 коллективов из России и зарубежья. В прошлом году он был посвящен 200-летию дипломатических отношений Голландии и России, а потому в наш город приехал нидерландский коллектив «Folkkorn». Группа состоит из двух семейных пар, которые выступают вместе уже на протяжении сорока лет.
Вместе с ними постоянными гостями стали словацкие коллективы. Со Словакией у «Паветья» особенные, дружеские, очень теплые отношения. Наши земляки побывали там уже трижды, представляя народную культуру Воронежского края, и всегда возвращались домой с яркими впечатлениями, довольные тем вниманием, которое было проявлено хозяевами. Как не ответить тем же? Как не пригласить к себе? Русские обычаи гостеприимства не позволят оставить коллег, ставших настоящими друзьями, без ответного внимания.

«Как обычно проходят фестивали? Все делается очень быстро, один-два дня: тут побегали, там поглядели, и все – уже пора уезжать. Наш фестиваль организован иначе, он не похож на подобные мероприятия, – объясняет Александра Самотягина, – мы стараемся познакомить приезжих гостей с нашей культурой основательно, а потому по приезде сразу везли их в Костенки. Представляете, сколько впечатлений у иностранцев?»

Организаторы фестиваля проводят с заграничными коллективами не меньше недели, но официально все мероприятия длятся три дня. Сначала участников везут в русскую глубинку. В этом году это был Острогожский район, село Русская Тростянка, жители которого с особенным вниманием и любовью приняли фестиваль и его участников.

«В Доме культуры не было свободного места, хотя село маленькое, вымирающее. Выступал этнографический фольклорный ансамбль «Крестьянка» – любимые наши бабушки, которых мы никогда не забываем: они в наших сердцах, в записях, над которыми работают наши студенты. Эта встреча была наполнена необыкновенным смыслом. Мы показали приезжим коллективам красоту воронежского края, гостеприимность людей, которые встречали нас с пышным хлебом и песнями. Это нельзя забывать, это нужно видеть и помнить, чтобы не потерять традиции русского хлебосольства и доброты».

На второй день – День города – фестиваль переносится на центральные улицы Воронежа и знакомит с русским фольклором уже горожан. Три часа не прекращая песен, ансамбли сменяют друг друга на сцене у памятника Пятницкому, а потом идут гулять в ярких и богатых народных костюмах по перекрытым улицам. В последний день фестиваля участники собираются в зале института искусств, где в камерной обстановке делятся друг с другом опытом, рассказывают о каждом произведении: как оно было найдено, записано, где его изначально исполняли и сколько ему лет, и, конечно, поют, играют на музыкальных инструментах и дарят друг другу гостинцы.

 

А гости кто?

В этом году участие в фестивале приняли 18 ансамблей. Среди них были те, кто посетил Воронеж в рамках данного мероприятия впервые. Из села Новое Суздальского района Владимирской области приехал ансамбль «Радуница». Фольклорный ансамбль южного Подмосковья «Истоки» уже бывал в Воронеже много лет назад, а коллектив «Паветье» ездил к ним в гости на фестиваль в Подольск.

«Коллективу «Истоки» уже 35 лет, и больше он напоминает настоящую дружную семью, которая воспитывает с самого малолетства своих детей, а они, вырастая, становятся на место родителей, – делится Александра Алексеевна. – Это такая фольклорная школа, семейная академия, которая дает основу понимания народной мудрости».

Остальные коллективы были из Воронежа и Воронежской области, которые участвуют из года в год в фестивале. Кафедра этномузыкологии института искусств в полном составе: ансамбли «Воля», «Волюшка», «Древица», а студенты в свою очередь работают с детскими коллективами, которые всегда принимают участие в гала-концертах.

Без преувеличения можно говорить о том, что атмосфера фестиваля исключительно дружеская, теплая, семейная. Приезжие коллективы уже давно стали близкими друзьями воронежским ансамблям, а потому не удивительно, что этот праздник дарит много душевного общения, живого разговора, в котором подчас принимают участие и зрители.

 

О чем беседа ведется

В селе Пчелиновка Бобровского района есть такая протяжная песня «В славном городе Воронеже…», рекрутская. Рассказывает она о том, как в Воронеже у богатого купца было три сына и пришло время ему с женой думу думать, кого из них отдать во солдаты (рекрутскую повинность, напомним, несли). Рассуждают отец с матерью: «Отдадим сына старшего, а у него семья большая; отдадим среднего, но он только женился, у него жена какая: нас почитает, отцом-матушкой называет; отдадим младшего: у него ни кола, ни двора, ни детей – ничего нет, глядишь, жив будет, еще и вернется молодой». Младший сын услышал – упал на колени, расплакался: «Разве я вам не роднюшка, разве я вам не кровнюшка – вы меня отдаваете». Тогда отец принял решение: «Идите вы втроем в лес, сорвите по веточке, чью веточку я возьму, тому сыну и идти во солдаты».

«Дали мы такое название фестивалю не случайно. Очень любим песню «В славном города Воронеже…», потому что с нее часто начинались концерты, когда я еще была студенткой, а потом работала с взрослыми ансамблями, и сейчас, когда я уже доцент кафедры, эта традиция сохраняется. И часто, ведя фольклорный концерт, начинаю разговор именно с этой песни, потому что она помогает наладить контакт, с нее открывается доверительный разговор».

Новичку, который ранее никогда не интересовался фольклором, не стоит бояться того, что он ничего не поймет на концерте. Зрителей участники фестиваля никогда не оставляют без внимания: всегда расскажут, откуда берет свое начало та или иная композиция, о чем в ней поется, какой смысл вкладывали в ее исполнение предки. Чтобы верно понять произведения русского фольклора и проникнуться ими, Александра Самотягина советует каждому, кто пришел впервые, набраться терпения и послушать внимательнее, но не слухом, а душой.

«Когда исполнитель начинает рассказывать какую-то историю, показывать обряд, когда ансамбли поют, то зрители начинают понимать, что они ничего не знают об этой музыке. Да, сегодня людей, в особенности молодежь, трудно привлечь той музыкой, где ничего не бухает и не бабахает, не бьет по ушам. А здесь нужно просто сесть и посидеть, подумать да просто послушать. Сейчас ведь до того дошло, что люди слушать разучились. Поэтому не стоит уходить с первых слов песни, остановите себя. Вы ничего не потеряете в любом случае, а только приобретете».

Сегодня многим трудно понять, кто они такие – и участники «Паветья», и фольклорные исполнители в принципе. Однако чтобы это исправить, нужно постараться вернуться туда, с чего все начиналось. И «Паветье» созданным фестивалем, концертами и клубом любителей народного творчества пытается возвратить воронежцев к истокам, напомнить о том, кто они есть. Судя по тому, насколько ансамбль узнаваем среди людей, как он ценен и любим, можно утверждать, что его творчество дает свои плоды.

Екатерина Ускова
Фото Ольга Табацкая

Об авторе

Оставить комментарий