Фернандо Сор и Михаил Высотский

0

Хотелось бы сразу предупредить читателя, что эта небольшая статья не претендует на роль исследования музыкального или исторического. Но хотелось бы взглянуть и сопоставить судьбы конкретных людей и той обстановки, в которой происходило их становление как значительных художников, внесших свой вклад в мировую историю музыки.

 

Два мальчика

14 февраля 1778 года в Барселоне, в семье состоятельного чиновника Хосе Сорса родился мальчик, которого назвали Хосе Фернандо Макарио. Однако в историю музыки он вошел под именем Фернандо Сор.
Родители отдали сына на воспитание в знаменитый монастырь Монсерат – религиозный центр и духовный символ Каталонии. Монастырь получил своё название по горной местности Монсеррат, где на небольшом пространстве высятся тысячи известняковых скал причудливой формы. Человеческая фантазия дала отдельным скалам занимательные имена: Мумия, Брюхо епископа, Хобот слона, Лошадь Бернарда.

Фантастическая природа и уединенность способствовали быстрому созреванию будущей артистической натуры. Однажды Пепе Сор, как звали его в монастыре, сочинил музыкальное произведение к приезду графской семьи из Барселоны. Оно так понравилось гостям, что те пообещали исполнить любое желание юного композитора.

Юный Фернандо попросил разрешения навестить родителей, после чего в монастырь уже не вернулся.
В 18 лет он заявил о себе как профессиональный композитор, написав оперу «Телемах», которая с успехом была поставлена в Барселоне. В это же время Сор с большим энтузиазмом стал заниматься гитарой. Когда он приехал в Мадрид с графом Мирандой, то имел успех больший, чем в своем родном городе. Стройным, красивым, прекрасно образованным юношей восхищались, его любили. Кроме того, он всегда хорошо отзывался о других и это качество завоевывало самые искренние симпатии.

Теперь перенесемся в Россию того времени. Очаково, подмосковное поместье выдающегося поэта и государственного деятеля Михаила Хераскова. Здесь, в 1791 году родился Михаил Высотский, сын крепостного приказчика Хераскова. Мальчик был крестником барина и назван в его честь.

Детство юного музыканта проходило в удивительной атмосфере. Херасков страстно любил театр. Известный поэт и театрал конца ХVIII века И.М.Долгоруков вспоминал, что в Очакове «был кабинет в саду, в котором помещены вензеля всех занимающихся литературой… Там ежедневно происходили очарования: разнородные сельские пиршества: театры, иллюминации, фейерверки и все, что может веселить ум и чувства… Бессмертный наш пиит, старец Херасков… в липовой роще, ходя, задумавшись, вымышлял свои песни в то время, как в регулярном саду вся фамилия Трубецких предлагала гостям всякие сюрпризы. Москва переносилась вся в их мирное и волшебное увеселение.»

Первые профессиональные уроки игры на семиструнной гитаре мальчик получал от Семёна Аксёнова, ученика Андрея Сихры. Однако играть на гитаре Михаил Высотский начал самостоятельно, и в дальнейшем был самоучкой. О занятиях же он вспоминает так: «Уж и помучил меня батенька Семён Николаевич! Бывало, уйдешь от него в лес, уж и не рад, бывало, что напросился учиться. Нет, батенька, пойдет, сыщет, за ухо приведет и засадит за гитару». При этом Высотский уже с юных лет проявлял незаурядный талант импровизатора.

В 1807 г. М. Херасков умирает, предоставив Высотскому «вольную» и последний вскоре переезжает на постоянное жительство в Москву, где становится известным исполнителем и композитором.
Так, не подозревая друг о друге, оба музыканта вступили в 19 век.

 

«Золотой» девятнадцатый

Девятнадцатый век заслуженно называют золотым веком искусства. Но это время и бурных политических событий. Император Наполеон в ходе ряда победоносных войн принудил Испанию вступить в коалицию против Англии, и, беспрепятственно пройдя через ее территорию, завоевал Португалию. В Испании он назначил королем своего брата Жозефа, что вызвало волну восстаний.

В это время Фернандо Сор переселился в Мадрид. К этому периоду творчества относятся симфонии, струнные квартеты, различные сочинения для голоса с гитарой и фортепиано, а также произведения для гитары соло. Ему по-прежнему покровительствует графиня де Альба, и другие представители высшего света из круга реального правителя Испании Мануэля де Годой.

С вторжением французских войск Сор занял патриотическую позицию и создал ряд революционных песен, среди которых Vivir en cadenas и Venid, vencedores. Однако вскоре композитор, как и большая часть испанской интеллигенции, был вынужден уступить и занять административный пост под покровительством французов. В 1813 году французские войска были выбиты из Испании, и Сор уехал в Париж, где впоследствии стал известным как гитарист и композитор оркестровых произведений. Он создал и поставил оперы «Прекрасная Арсоне», «Ярмарка в Смирне» и «Монах с горы святого «Бернардо», балеты «Геркулес и Уфалия», «Великодушный господин», «Le dormen eville», «Золушка», «Художник любовник», «Жиль Блас» и «Cendrilion».

Россия начала 19 века – победительница, освободительница Европы от Наполеона, покровительница искусств, подарившая миру своих гениев. Однако она приглашает и знаменитых иностранных артистов.

Так партию Терпсихоры в представлении «Торжество муз», созданному к открытию в 1825 году нового здания Петровского (впоследствии Большого) театра исполняла балерина Фелицата Виржиния Гюллень-Сор. Двумя годами ранее ей предложили возглавить Московскую балетную императорскую труппу. Вместе со своим мужем, уже знакомым нам Фернандо Сором, она прибыла в столицу и стала первой в России женщиной-балетмейстером. Фернандо Сор же пользовался такой известностью, что ему заказали марш для похорон Александра I. И композитор создал произведение, куда вложил все чувства, которые вызывал у него русский император – защитник, благодетель и поклонник таланта Сора. Его подарок – черную жемчужину – музыкант хранил всю жизнь.

В это время в Москве по-прежнему популярны салоны и домашние музыкальные вечера. Здесь блистали П. Булахов, А. Гурилев, А. Алябьев, А. Верстовский. Русская романсовая лирика, как и русская городская песня, была любимым жанром для импровизаций и вариаций русских гитаристов-семиструнников. Высотского же слушают с упоением. Среди почитателей его таланта – известные пианисты Александр Дюбюк и Джон Филд, поэт М. Ю. Лермонтов. Последний, под впечатлением игры гитариста, написал и подарил ему стихотворение «Звуки».

По воспоминаниям, Высотский был «среднего роста, лицом худощав, лоб развит чрезвычайно музыкально… При игре же из простого, всегда смеющегося выражения, лицо получало выражение строгое с печатью глубокой и смелой мысли. В манерах он был скромен и застенчив, по душе чистосердечен и добр. В разговорах затруднялся, особенно с людьми выше себя по званию. Игра его отличалась небывалою на гитаре силою и классической ровностью тона и вместе смелостью, быстротой, особого рода задушевностью вибраций и легато и необыкновенной певучестью… Оттого игра его оставляла необыкновенное, истинно музыкальное впечатление. Впрочем, он мог всё играть, трудностей для него не существовало…»

При всей скромности Высотский знал себе цену. За ним иногда присылали кареты, любезные предложения, обещали большие деньги, но он упорно отказывался, предпочитая общество друзей или истинных ценителей музыки, или мог до самозабвения играть любимому ученику.

 

Встреча

Ф. Сор пробыл в России недолго, но влияние русского романса на его гитарную музыку несомненно. Не говоря уже о прямом использовании русских тем в его знаменитом дуэте «Воспоминание о России», стоит отметить, что во многих его произведениях звучат интонации русского романса и русские народные мелодии. О его работе в Москве известно немного, но об одном эпизоде – встреча и знакомство с Михаилом Высотским – осталось свидетельство современника:

«В бытность свою в Москве Сор выразил желание послушать Высотского. Одним из любителей гитары специально для этого был устроен вечер. Пришел и Высотский, молча забился в угол и наотрез отказался играть первым. Сор много и блестяще играл в этот вечер, играл даже прямо с фортепьянных нот, «с листа», довольно трудные вещи.

Наконец пристали и к Высотскому. Он взял гитару и, по обыкновению, стал ее «пробовать», да так и остался на одних пробах часа два с половиной. В результате получилось такое сильное впечатление, что Сор пришел в отчаяние и объявил, что после такого артиста ему совестно взять в руки гитару и он готов разбить ее об пол. После этой встречи Сор и Высотский часто бывали друг у друга и расстались большими друзьями. Сор всегда с уважением и восторгом вспоминал о Высотском».

В других документах о жизни и творчестве исполнителей упоминаний о таких отношениях больше нет. Но есть свидетельство музыки. Высотский написал фантазию на темы Сора, в изданных прелюдиях можно увидеть своеобразные обработки этюдов Сора. А Сор в своем «Воспоминании о России» явно рассказывает о виртуозном искусстве Высотского. Он оставил нам вариации на русские темы в европейской классической манере, в то время как Высотский подарил потомству гитарную европейскую классику в манере русской.

Сору благодарные потомки и любители поставили памятник. Памятника Высотскому в России нет.

Но у обоих есть главное – музыка, которая живет веками в исполнении профессионалов и любителей на шести и семиструнной гитарах.

Сергей Корденко

Об авторе

Оставить комментарий