Еще не поздно сделать остановки

0

С детства у меня остался в памяти то ли рассказ, то ли ведомственный анекдот, живущий среди архитекторов.

– Здравствуйте, молодой коллега. Добро пожаловать в нашу архитектурную семью. Скажите откровенно, что бы вы хотели спроектировать?

– О, я хотел бы… (Далее следует игра бурной фантазии молодого таланта о красивых домах, утопающих в зелени, сверкающих фонтанах и детских площадках в буйстве красок…)

– Прекрасная, картина мой друг! Когда-нибудь она обязательно воплотится. А пока спроектируйте лестничную клетку.

Примерный диалог происходит и через пять, и через десять лет, каждый раз фантазия сначала молодого, а потом не очень архитектора играет все менее живо. Но всякий раз разговор заканчивается поручением спроектировать лестничную клетку. Через тридцать лет заслуженному архитектору предлагают, наконец, спроектировать то, что он сам хочет. Вы уже поняли, что герой этого горестного анекдота, получив возможность выбора, пожелал спроектировать именно лестничную клетку.

Воронежский строительный университет выпускает десятки молодых архитекторов, а последние десять лет еще и дизайнеров архитектурной среды. Многие ли, получив после шести лет обучения заветный диплом, шагают с ним по заветной стезе? Правильно, ничтожные единицы.

И здесь не спасает творческая одержимость. Художники, музыканты, а особенно поэты, в принципе, могут, если одержимы, жить в бедности, но все же творить. Архитекторам же архитрудно реализовать свои идеи без стройматериалов, автокранов, прорабов и каменщиков… А разница между числом желающих заплатить за архитектурные идеи и числом генераторов этих идей преогромная. Вот и идут юные дарования в рекламу и оформление, устраиваются в конторы, проектирующие пресловутые лестничные клетки. Богатых людей желающих построить себе красивый загородный дом, тоже на всех не хватит. Да и хотят они всегда не то, что предлагают.

А ведь очевидно так хочется каждому из птенцов архитектурно-дизайнерского гнезда увидеть свое творение, как говорилось в советские времена, «в стекле и бетоне». Возможно ли?

Ответ – да! Юным мастерам карандаша, кульмана и 3D-графики помочь можно. Наш прекрасный город в состоянии сделать это при расходах величины принципиально ненаблюдаемой. Кроме жилых домов, театров и офисных зданий в нем есть множество неприметных (именно что неприметных), совершенно недорогих, но таких нужных сооружений. Без которых никак. Особенно в непогоду.

Имеются в виду автобусные остановки. Кое-где их совсем нет, только желтый флаг на столбе с буквой «А», кое-где – простые навесы, доставшиеся нам от типовой советской архитектуры.

А меж тем на факультете дизайнеров архитектурной среды ВГАСУ, руководитель Евгений Михайлович Барсуков, каждый год дается творческое задание студентам старших курсов – разработать архитектуру и дизайн автобусной остановки, гармонично привязав оную к окружающей среде. Требуется привнести в жизнь что-то новое, яркое, красивое… И вот здесь молодые умы часто, даже очень и очень часто оказываются на высоте, неустанно удивляя своих видавших виды преподавателей и посетителей выставок. Как сказала четверокурсница Ирина Мельникова: «Отправляешь свой мозг далеко и надолго, и он блуждает среди чащи идей, ища самую заветную. Иногда видишь работу сокурсника, и по-белому досадуешь – ну почему не я это придумала?..»

Вот проект остановки «Кукольный театр» на проспекте Революции. У автора – с самого детства две любви: к этому театру и книжке «Алиса в стране чудес». Понятно, что остановка имеет сказочную, кукольную форму, а на ней – Безумный гриб, Шляпник, Мартовский заяц, Белый рыцарь и прочие персонажи Кэрролла. Ей-богу, я бы не спешил покидать эту остановку, чтобы сесть в автобус.

А вот остановка-корабль. С мачтами и парусами. Конечно, это – «Петровский сквер». И кажется, что именно сквер и памятник придумывались для этой остановки, а не наоборот. Вы скажете, что под такие, не оставляющие равнодушным остановки фантазировать легко. А как быть с прозой жизни?

И здесь студенты в выдумках вполне неугомонны. Остановка «Гипрокаучук». Она – из… резины. Резина – в красивых полутонах, остановка слегка растягивается, как вы понимаете, прекрасно защищает от дождя, а если дождь сильный, и все устремятся туда – то она может вместить всех желающих. Никто не крикнет, дескать, куда лезете, остановка, мол, не резиновая.

Конечно, вряд ли требуется каждый закоулок для ожидания автобуса превращать в шедевр архитектурного дизайна, но в ключевых местах Воронежа это сделать можно и нужно. Ну а в спальных районах остановки пусть выглядят вполне обычно, но с небольшими «изюминками», характерными именно для этой улицы. Студенты вполне могут разработать дизайн остановок на улице Лизюкова. Пусть они будут почти одинаковыми, но каждая – со своей деталью. Конечно, тут просятся персонажи любимого мультика, прославившего наш город, но, наверное не следует забывать и о генерале, Александре Ильиче Лизюкове.

Итак, получив задания на разработку остановки, студент сначала делает анализ прилегающей территории, чтобы гармонично, органично и технологично вписать свое творение. Учитывается все: цвета окружающих зданий, тени утром и в полдень, зеленые насаждения, состав местного населения, характер выпускаемой продукции близлежащего предприятия, характер руководителя района, сорт цветов на клумбах… Потом – многочисленные эскизы, пробы, прикидки, беспощадная критика педагогов. Все заканчивается красочными рисунками, макетами и 3D-изображениями. Строгая Комиссия все это внимательно изучает, задает вопросы, высказывает кучу замечаний типа «ну это уже много раз было», тыкает указкой в недоработки и недодуманности, но нередко и просто замирает в завистливом восхищении.

Счастливый студент получает в зачетку заветное «отл». А что же рисунки, макеты и компьютерные файлы? Они отправляются пылиться на полках, антресолях и жестких дисках. Самые удачные озарения могут поучаствовать в выставках, получить на них похвальные листы, но потом их все равно ждёт складская пыль. И надежд на то, что эти творения воплотятся в строительные и отделочные материалы, практически нет.

Или есть?

Никто из наших мэров, депутатов, интеллигенции, общественных деятелей ни разу не заявил: «Я не люблю свой город и не хочу, чтобы он становился краше. Я целиком за типовые, безликие, серые сооружения. Пусть ничто не радует глаз его жителей и гостей…» Нет же, мы все, от скромных пенсионеров до самых высоких руководителей совершенно искренне хотим как раз противоположного.

Я обращаюсь Архитектурному руководству Воронежа, отдайте места ожидания маршруток молодым архитекторам и дизайнерам! Если ежегодный конкурс будет преображать хотя бы по десятку остановок каждый раз – это будет способствовать «много украшенью». И чтоб на каждой была бы скромная табличка: «Проект студента Сидорова». И появится у студента Сидорова в портфолио среди рисунков фото, где он сам – на фоне своего творения.

Я обращаюсь к Его Величеству бюджету – выделите, пожалуйста, на это дело немного денег, ведь это Вас не сильно обременит, а жители увидят и высоко оценят.

И тогда, быть может, вскорости, гости нашего города будут просить таксистов: «Покатайте меня по улицам Воронежа, я хочу посмотреть ваши знаменитые на весь мир остановки».

Олег Ласуков 

Об авторе

Автор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий