Для непосвященных скажу: Игорь Владимирович Вербицкий – дирижер Воронежского академического симфонического оркестра, на подиуме художественного руководителя которого вот уже более сорока лет стоит его отец народный артист России Владимир Игоревич.
Еще будучи студентом петербургской консерватории, Игорь успешно стажировался в нашем коллективе. Потом была 12-летняя работа в питерском театре музыкальной комедии, гастроли по России и за рубежом, и вот уже который сезон Игорь вместе с коллегой Юрием Андросовым и худруком составляют высококвалифицированный и надежный триумвират, который с высокой степенью мастерства и ответственности обеспечивает программы симфонических концертов – абонементных и не только. Вот об этом «не только» и хотелось бы поговорить в сегодняшнем обозрении. Деятельность молодежного симфонического оркестра, которым бессменно вот уже почти 10 лет руководит заслуженный артист Юрий Андросов, была представлена в ноябрьском номере нашего издания довольно подробно. Сегодня речь пойдет об Игоре Вербицком.
По моему ощущению маэстро вошел в пору художественной зрелости. Программы, которые он представляет публике, хорошо продуманы по содержанию, исполнительски выверены, эмоционально прочувствованы. Здесь достаточно вспомнить недавно прозвучавшую под его управлением 38-ю (Пражскую) симфонию Моцарта или крайне редко исполняемую у нас сюиту британского композитора Густава Теодора Холста «Планеты». Однако, кроме всего этого, дирижер постоянно проявляет свое недюжинное организаторское дарование, ярко выраженные просветительские наклонности. Его стремление разнообразить концертную практику, находить новые формы общения с публикой, радовать ее необычным содержанием программ вызывает глубокое уважение и рождает чувство сердечной признательности…
Три примера. Игорь Вербицкий живо откликнулся на представившуюся возможность выступить с двумя молодыми воронежскими певицами. Одна из них – Антонина Весенина – поет в петербургской Академии вокального искусства, руководимой Ларисой Гергиевой, и время от времени выступает (большой успех!) в главных партиях на Мариинской сцене; другая – Анастасия Черноволос – за два-три года заняла чрезвычайно убедительную позицию в воронежской оперной труппе.
В полномасштабном вечере на сцене филармонического зала в концерте симфонического оркестра под управлением маэстро обе исполнили труднейший западноевропейский репертуар для сопрано. Прозвучали арии из опер Моцарта, Беллини, Верди, Пуччини, Доницетти. Игорь Вербицкий не только помог каждой из молодых солисток выявить свои лучшие вокально-артистические качества, но продемонстрировал тонкое ощущение прихотливой оперной ткани великих мастеров жанра.
То же самое произошло в большом концерте с участием мастеров Мариинской оперы. Жанна Домбровская (сопрано), Виктор Коротич (баритон), заслуженный артист России Евгений Акимов (тенор) пели, что случается у нас не столь часто, арии и дуэты исключительно из русской оперной классики – М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский. Пели, как и положено мастерам столичной сцены, превосходно. Публика встречала каждого из дорогих гостей с большим энтузиазмом. Чувствовалось, что выступать под аккомпанемент воронежского оркестра, которым дирижировал Игорь Владимирович, им не только удобно, но и приятно, поскольку каждый штрих, каждая фраза, темпо-ритмические и динамические оттенки были превосходно отрепетированы. Пятиминутная овация в честь гостей и хозяев мажорно завершила эту встречу.
И, наконец, о третьем событии, инспирированном и проведенном Игорем Вербицким совместно с нашим академическим коллективом.
Далеко не все знают, что в Санкт-Петербурге существует и ведет активную концертную работу фонд композитора Андрея Павловича Петрова. Родному городу он посвятил немало вдохновенных страниц. Писал оперы, балеты, инструментальную музыку. Однако более всего прославил себя киномелодиями. «Человек-амфибия», «Осенний марафон» и полтора десятка незабываемых киношедевров, созданных в содружестве с Эльдаром Рязановым. «Служебный роман», «Берегись автомобиля», «Жестокий романс» – да разве все перечислишь… Эту музыку – увертюры, вальсы-интермеццо нужно почувствовать, ощутить их юмор и светозарность, неповторимую мелодику и завораживающую ритмику. Игорь Вербицкий и наш оркестр со всем этим прекрасно справились, равно как и с сопровождением вокалистам. Внучка композитора Манана Гогитидзе и ее многоопытный партнер Михаил Луконин с пленительной нежностью и неизбывным очарованием исполнили песни и романсы Андрея Петрова…
Публика была в восторге, впрочем, так было и в торгово-развлекательном центре «Галерея Чижова», где Игорь Вербицкий второй год проводит симфонические вечера, пользующиеся, благодаря хорошо продуманным и отлично исполненным программам, феноменальным успехом.
Таковы они, благородные эксерсисы маэстро.
Пользуясь случаем, «Время культуры» поздравляет Игоря Владимировича с днем рождения!
Бронислав Табачников
фото Никита Пауков