В концертном зале Event-Holl 25 октября прошел концерт двух звезд отечественного джаза, которые в представлении не нуждаются. Безупречный смокинг и чечетка. Вечерние наряды в пол и томное «meaw!» Таким воронежской публике предстал дуэт Бутман-Долина в сопровождении Igor Butman Orchestra.
Признанные, народные, преданные ремеслу и искренне – видно невооруженным глазом – влюбленные в импровизационную музыку. Игорь Бутман сегодня считается «джазменом номер один» в России, а его биг-бэнд, существующий без малого 15 лет, равно как и квартет, называют «торговой маркой» российского джаза. Лариса Долина, хоть и дива откровенно эстрадная, джаз поет так, что веришь каждой синкопе и с неподдельным интересом ждешь очередных пассажей. Не зря же карьера ее начиналась в знаменитом оркестре Анатолия Кролла, а в начале 80-х Долину по праву называли одной из лучших джазовых певиц советской сцены.
В Воронеж музыканты приехали с программой «Карнавал джаза-2. No comments». Совсем без комментариев, впрочем, обойтись сложно – нечасто, скажем прямо, нестоличные меломаны могут насладиться хорошим живым джазом у себя в городе, да еще и в мощном оркестровом звучании. Выход вокалистки предваряла инструментальная пятнадцатиминутная «увертюра» под кодовым названием «Бутман играет Гудмана» – попурри из фрагментов пьес американского кларнетиста и дирижера Бенни Гудмана по прозвищу «король свинга». Очевидно: главная черта таланта русского маэстро (о мастерстве и харизме даже напоминать не нужно) – умение с первых же тактов привлечь аудиторию и не отпускать ее ни на минуту. «Игру Бутмана отличает мощнейшая экспрессия, его энергия просто плещет через край», – пишут о нем музыкальные критики. Знают, о чем говорят.
Тон всему концерту был задан именно вступлением, а дальше все двигалось по нарастающей: искристо, шутливо, местами по-хулигански, жизнерадостно и сочно – и впрямь красочный сияющий карнавал. Эйфория праздника подхватывала и несла каждого сквозь время и пространство. С той же воздушной легкостью, с какой оркестранты исполняли не самые простые в техническом отношении фрагменты, идеально чувствуя друг друга, с ходу выстраивая замысловатые «фигуристые» диалоги. В неизменной красной бабочке – Николай Левиновский, легендарный «made in USSR» джазовый пианист, композитор и аранжировщик, в его ансамбле «Аллегро» когда-то мечтал играть (а позже и играл) начинающий саксофонист Бутман. Сегодня мэтр – почти три десятка лет живущий в Штатах – с удовольствием садится за клавиши уже в составе бутмановского коллектива. Единственная джазвумэн в оркестре – Алевтина Полякова. Вы когда-нибудь слышали, как играет молодая эффектная женщина…на тромбоне? А как она импровизирует!
«Джаз – это искусство с элементами эротики. Я просто чувствую это. Женщина должна всегда выглядеть женщиной, а в джазовом концерте – тем более. Сексуально раскованная, эротичная и в то же время очень элегантная», – призналась Лариса Долина. Именно так она и преподносит публике себя. Струящийся пудровый шелк с блестками – для первой, «романтичной» части концерта. Черное с вышивкой в тон – для второй, более динамичной… Но вообще-то все это в ее случае вторично. Голос – вот что держит зрителя. К Долиной можно относиться по-разному. Можно и вовсе не относиться. Но не признавать ее неоспоримого вокального и сценического таланта – невозможно. И не восхищаться, слушая ее «Mr. Paganini» или «Shadow of your smile». В конце концов, бог с ней, с этой попсой, на всякого мудреца довольно простоты. Зато эстрадная раскрученность помогает собрать полный зал, чтобы подарить людям вечер прекрасного джаза.
О’кей, кивнете вы. И тут же усмехнетесь, мол, и Долина, и даже Бутман – все равно попса, хоть и от джаза. Но ведь, во-первых, поп-музыка тоже бывает разного качества. А, во-вторых, сама-то «музыка черных» – давно она гордо носит звание богемной и элитарной? Взросший в злачных местах Америки, где танцевали между столиками и распивали горячительное, джаз в свое время считался самым что ни на естьн изкопробным развлечением. Той же попсой. Все относительно.
– Я рада, что так много людей собралось сегодня, – поприветствовала воронежскую публику«королева джаза» (так весь концерт называл свою партнершу по сцене Игорь Бутман). – Лет пятнадцать назад об этом можно было только мечтать.
На первый взгляд необычный, тандем Долина-Бутман уже много лет радует поклонников классического джазового искусства. Началось все в далеком уже 2001 году: совместный сейшн саксофониста и певицы на творческом юбилее самого Игоря Бутмана неожиданно стал началом их нового совместного проекта под названием «Карнавал джаза». Премьера программы в концертном зале «Россия» стала тогда одним из самых значительных музыкальных событий года – лихо аранжированные хиты из мюзиклов типа «Hello, Dolly» или «Putting on the Rits», так же как и вечнозеленый «NewYork, NewYork», шли на ура. За этим последовали одноименный двойной альбом и гастрольный тур, само собой, триумфальный, концертам рукоплескали полные залы не только в России и ближнем зарубежье, но и в Германии, Израиле, США.
И вот новая программа – «Карнавал джаза-2. No comments». Впервые зрители увидели шоу в 2008 году на JVC Jazz Festival. Мероприятие вызвало настоящий ажиотаж среди нью-йоркских ценителей: все билеты на концерты, которые проходили в Rose Theatre, были проданы. На второй цифре «Карнавал» эволюционировал, заметно «повзрослев» в джазовом смысле. «Погода» долинско-бутманского ансамбля стала другой: на этот раз в ней доминирует настоящая классика, которую исполняли в свое время Билли Холидей, Фрэнк Синатра, Элла Фитцджеральд – «Fever», «How high the moon», «I can’t give you anything but love», «Everything must change» и другие проверенные шлягеры мирового джаза. И импровизации здесь уже не украшающие элементы, а, как это и положено в джазе, полноправные действующие лица музыкального шоу. Блистательно, изобретательно, порой иронично звучит саксофон Игоря Бутмана, на грани возможностей своего инструмента риффует контрабасист Виталий Соломонов, то изящно, то темпераментно играет Николай Левиновский, фантастические ритмы барабанщика Эдуарда Зизака тонут в овациях зрителей.
Казалось бы, что еще можно сделать из заезженного в тысячах интерпретаций «Summertime»? Но гершвиновское «Лето» у Долиной и биг-бэнда Бутмана звучит занятно. Воронежские любители джаза, затаив дыхание, следили за безусловно украсившим это произведение проникновенным, почти интимным диалогом долинского вокала и контрабаса Виталия Соломонова (который, кстати, является автором аранжировок многих произведений, звучащих в программе). И конечно, не обошлось без легкого юмора, ибо джаз – музыка сиюминутная, никто из исполнителей никогда не знает, что именно произойдет вот в этот самый момент, даже если миллион раз все отрепетировано. Так, на коде колыбельная из оперы «Порги и Бесс» трансформировалась сначала в «Темную ночь», затем в «Подмосковные вечера», после в «Танец маленьких лебедей» и наконец обернулась, прости господи, «Муркой» – под смех и аплодисменты зала. А в качестве сладкого блюда публике был подан истинно французский десерт – оптимистичная композиция «C’estsibon», которая, словно нежное пирожное, съеденное в правильном месте в правильное время, не даст усомниться в том, что все хо-ро-шо.
Наталья Виноградова