И «Ковчег» плывет

2

C 18 по 20 октября в Городском дворце культуры прошел Международный фестиваль духовной музыки «Ковчег-11».

_MG_1127

Несколько сотен человек из Воронежа, Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Задонска, Витебска, Курска и многих других городов России, Белоруссии и Украины. Здесь – не только музыка, но и православная выставка-ярмарка, на которой есть и чай с медом, и иконы с религиозной литературой. Участников, гостей и посетителей с каждым годом прибавляется.

От большинства музыкальных фестивалей «Ковчег» отличается в первую очередь атмосферой уюта. Звучит банально, да и подобным словосочетанием пользуются все кому не лень. Однако мало где обладатели Гран-при становятся своего рода пожизненными гостями и участниками, а на сцене может появиться состав, собранный прямо здесь – так, скрипачка ансамбля «Каприз» очень хотела аккомпанировать автору-исполнителю Сергею Феденкову, и они выступили дуэтом. Мало где главный организатор фестиваля возьмет на себя роль ведущего и одновременно одного из певцов, как это сделал Сергей Гребенников.

Религиозный аспект – ключевой, но отнюдь не доминирующий. Конкурсанты нередко выбирали отвлеченные темы и все больше пытались в своем творчестве осмыслить любовь, добро, родину и иные абстрактные, а порой и конкретные категории.
Причем исполнители подобрались весьма разноплановые: были тут и представители духовенства, которые читали стихи и даже пели под гитару; вполне органично смотрелись профессионалы с явно академическим образованием; не портили картины и дети, хоть они пока только учатся музыке. Соло, дуэты, трио, квартеты и полноценные коллективы сменяли друг друга безо всякой соревновательной нотки. Тут другие цели – и не зря, наверное, Федор Афонин, который и пел, и читал стихи, сравнил «Ковчег» с ульем, в котором труд и добродетель превыше всего.

Заметно было, что фестиваль для многих участников – не просто площадка для самовыражения или восславления Бога, а еще и особая компания, в которой и душе тепло, и творческому развитию все способствует. Одноименный ансамбль «Ковчег», например, представляет собой сплав музыки, пения и стихов – причем отнюдь не примитивно-тривиального толка. И для многих исполнителей – это выход за границы формата авторской духовной песни, поиск не столько нравственных смыслов, сколько попытка уже найденные смыслы облечь в достойную эстетическую форму.

Общий знаменатель несложно вывести, но и непросто сформулировать. Соседство в одной программе злободневных строф о Москве, в которой вместо гостиницы «Ленинградская» нынче сверкает «Хилтон», и патриотических «Размышлений 9 мая» Юрия Лореса существенно расширяет творческую проблематику фестиваля. Актуальность сегодняшнего дня в сегодняшней России рассматривалась через призму православия, но с очевидным акцентом на вечном и светлом. Но зал проникался и раскрывал себя вслед за исполнителями, осознавая, что «там где люди не любят друг друга, там уходит земля из-под ног», как поет Лорес.

Попытка создать «неземной уют земного бытия», судя по лицам собравшихся, удалась. А потому – дай, Бог, здоровья «Ковчегу» и его создателям.

Артем Круглов
Фото Сергей Мардело

Об авторе

2 комментария

  1. Сергей Гребенников опубликовано

    Благодарю за живое Слово о Фестивале «Ковчег-11». И за сопереживания!
    Сергей Гребенников.

Оставить комментарий