Чувствую — значит, живу. В «Парусе надежды» открылась уникальная комната сенсорной интеграции | «Время культуры»

Чувствую — значит, живу. В «Парусе надежды» открылась уникальная комната сенсорной интеграции

0

DSC_0119

Прыжки на огромном мяче или катание с горки — самые простые детские радости. Однако иногда у ребёнка появляются проблемы с осязанием, умением держать равновесие или просто ощущать положение своего тела в пространстве, и в таких случаях ему прописывают похожее полуигровое лечение — по-научному это называется эрготерапия и работа с сенсорной интеграцией. Как правило, в нём особенно нуждаются дети с РАС – расстройством аутистического спектра, однако среди пациентов немало детей с синдромом Дауна, с нарушением опорно-двигательного аппарата и ментальными нарушениями. Чтобы вести полноценную жизнь — учиться, общаться, понимать себя — им с раннего детства вплоть до начального школьного возраста назначают ряд упражнений в специальных комнатах сенсорной интеграции и эрготерапии.

Согласно Ассоциации специалистов в этой области (появилась в России всего 3 года назад), это новый, но уже востребованный метод лечения: первая полностью оборудованная комната открылась в марте этого года в Санкт-Петербурге благодаря фонду «Обнажённые сердца». Аналогичные комнаты сенсорной интеграции есть в Челябинске, Омске и Молдове. С апреля этого года — и в Воронеже.

Единственная в Центрально-Чернозёмном округе комната сенсорной интеграции находится в Областном Центре реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды», в корпусе на Урицкого. Она представляет собой просторное помещение, выкрашенное в тёплые цвета и разделённое на 2 части высокой деревянной перегородкой. За ней — обитые мягкими модулями стены и, главное, большое количество вроде бы привычных объектов: горка и домик под ней, подвешенное к потолку гимнастическое бревно, огромные мячи для прыжков. Горка непростая: поверхность для скольжения — это мат, к нему посередине прицеплена верёвочная лестница. Таким образом ребёнок учится координации. Для развития вестибулярного аппарата малыша катают на гимнастическом бревне или дают попрыгать на мяче. Есть ещё наполненный фасолью небольшой бассейн и кочки в виде блинчиков, набитые различными материалами. Когда ребёнок на них наступает, он получает хорошую стимуляцию для мозга и развивает восприимчивость нервных окончаний. Всеобщими любимцами у малышей сразу стали резиновые зелёные ослики, на которых, как и на мячах, можно вдоволь поскакать. Ну, а домик под горкой — это место уединения для ребёнка с диагнозом «аутизм». Такие дети с трудом социализируются, поэтому им нужно укромное место для «перезарядки».

DSC_0087 (1)

По словам Наталии Корыстиной, заместителя директора по педагогической работе, сеанс терапии длится 20-30 минут под чутким руководством двух специалистов. У каждого ребёнка своё индивидуальное расписание: кто-то приходит 2–3 раза в неделю на протяжении 3-х недель (дети из области — на протяжении 2-х), если же наблюдаются задержки в развитии, то срок терапии увеличивается до 9-и недель. Бывают случаи, когда лечение растягивается на целый год — тогда юный пациент посещает комнату раз в неделю.

Конечно, суть такой терапии известна давно. Частично она есть в сенсорных комнатах, которые давно открыты в «Парусе надежды». Там ребятам включают различные звуки и музыку, настраивают визуальное сопровождение, а также дают поиграть с разными предметами для коррекции чувствительности и развития мелкой моторики. Однако сенсорные комнаты оборудованы и в детских садах, а комната сенсорной интеграции — вещь уникальная и, разумеется, дорогостоящая. Если бы не губернаторский благотворительный фонд и Гражданское собрание «Лидер», давнее желание директора центра Ирины Петровой и всего коллектива воплотилось бы нескоро.

В прошлом году «Парус надежды» получил от фонда ещё один подарок: проект «Сенсорный сад» — второй подобный в России и первый в регионах. Его идея такая же простая, как и у комнаты сенсорной интеграции. Есть небольшие зоны, где дети могут получить стимуляцию одного из органов чувств. Например, плоская стойка в виде домика с развешанными на ней колокольчиками — для понимания звуков. Рядом под навесом — что-то вроде длинной скамейки, только она полая и разделена на несколько частей. Первая заполнена галькой, вторая — щепками, третья — корой. Походив на такому необычному массажёру, ребёнок опускает ножки в маленький бассейн. Ещё здесь вовсю работает летний лагерь с вожатыми-волонтёрами из ВГПУ и Воронежской региональной общественной организации инвалидов «Искра надежды». Они играют с ребятами в игры, которые помогают юным пациентам, особенно с диагнозом аутизм, научиться менять ритм и темп.

Эскизы и создание комнаты и сада – это результат коллективной работы «Паруса надежды» при консультативной поддержке Ассоциации специалистов сенсорной интеграции и фонда «Выход». С последним, кстати, уже третий год идёт плотное плодотворное сотрудничество в работе над проектом «Аутизм. Маршруты помощи». Цель проекта — помочь детям с РАС адаптироваться к жизни, где нет комнат сенсорной интеграции и сенсорных садов, но есть все условия для постепенной интеграции таких детей в общество.

фото — пресс-служба Гражданского собрания «Лидер»

Об авторе

Оставить комментарий