Россия всегда была богата талантливыми людьми во всех без исключения областях человеческой деятельности. Музыка не является в этом смысле исключением, но даже среди сонма великих русских композиторов имя Александра Николаевича Скрябина стоит особняком.
Все попытки связать фигуру этого удивительного человека с предшествующими поколениями музыкальных деятелей различных направлений разбиваются вдребезги, ибо Скрябин личность совершенно необыкновенная, человек, шагнувший сквозь время, соединивший в своем творчестве несоединимое. В его творчестве музыка, поэзия, цвет и его духовные искания, замешанные на изрядной доле мистики, превратились в некий могучий сплав, охарактеризовать который до сих пор очень трудно словами. Великий композитор-новатор, пианист, поэт и философ – все это соединилось в одной личности причудливо и загадочно. Он стал предтечей тех культурных феноменов, свидетелями которых мы являемся сейчас.
Александр Николаевич Скрябин родился 25 декабря 1871(6 января 1872) года в Москве в дворянской семье Николая Александровича Скрябина, ставшего впоследствии видным дипломатом, действительным статским советником, а тогда бывшего лишь студентом Московского университета. Будущий великий композитор рано лишился матери, и его воспитанием занимались тетя Любовь Александровна, ставшая и первой учительницей музыки, а также бабушка Елизавета Ивановна. Музыкальные способности мальчика проявились уже к 3 годам, а в 5 лет он уже уверенно наигрывал двумя руками. Будучи ребенком весьма впечатлительным, он относился к роялю как существу одушевленному, и всегда уходя спать целовал его. Любовь Александровна отвела Сашу к Антону Григорьевичу Рубинштейну, который был поражен дарованием мальчика, но посоветовал не мучить ребенка, если у того не будет желания играть или сочинять музыку. Кстати, стремление к сочинительству проявилось у него довольно рано и под сильным влиянием романтиков, в особенности Шопена. Это влияние наиболее ощутимо в ранних произведениях Скрябина.
В 1882 году по семейной традиции Скрябин был отдан в Московский кадетский корпус, а через год Саша дает свой первый публичный концерт. В дальнейшем он начинает брать уроки у Георгия Эдуардовича Конюса и Николая Сергеевича Зверева (фортепиано) и у Сергея Ивановича Танеева по композиции. В 1888 году за год до окончания кадетского корпуса Александр становится студентом консерватории в классе фортепиано у Василия Ильича Сафонова и композиции у Антона Степановича Аренского. Будучи директором Московской консерватории Сафонов давно приглядел себе в ученики Скрябина и всегда был очень высокого мнения о нем как о пианисте, подчеркивая его очень бережное отношение к звуку, а также его очень тонкое отношение к педали. Его педализация была чем-то особенным, благодаря чему инструмент у него «дышал». Сафонов даже говорил: «Следите за его ногами, а не руками». Однако в консерваторские годы произошло то, что можно назвать подлинной трагедией для музыканта. Совершенствуясь в виртуозной игре и не посоветовавшись с преподавателем, а также пытаясь посоревноваться с первым пианистом класса Иосифом Левиным он «переиграл» правую руку. Врачи долгое время боролись с последствиями этого, но былая виртуозность руки так и не вернулась, душевная травма осталась на всю жизнь. Именно в это время Скрябин впервые начинает задумываться о жизни и смерти, о боге и собственном предназначении.
После двух неудачных попыток жениться, летом 1897 года Скрябин женится на Вере Ивановне Исаакович, талантливой пианистке, окончившей Московскую консерваторию с золотой медалью, ставшей матерью четверых его детей Осенью того же года молодая чета отправляется в Париж, где интересно и с пользой проводит время, там же он заканчивает свою 3-ю сонату – первое по-настоящему гениальное фортепианное произведение. Скрябин много занимается, но, узнав о беременности Веры Ивановны, супруги возвращаются в Россию. В возрасте 26 лет Скрябин был приглашен на должность профессора Московской консерватории. Однако его не удовлетворяет преподавание, оно отнимает много времени у творчества. Да и просто сочинительство не является конечной целью. Скрябин пытается в своей музыке отразить собственное мировоззрение. В 1900 году он завершает свое первое крупное произведение – 1-ю симфонию, и здесь Скрябин ломает каноны, делая ее не 4-х, а 6-ти частной, к тому же в последней части он вводит солистов и хор. Ему всегда были интересны непроторенные пути, и каждым своим новым произведение он лишь доказывал, что он подлинный новатор и творец. Скрябин ищет новые средства музыкальной выразительности, ему тесно в рамках только лишь музыкального сочинительства, он постепенно приходит к представлению, что возможна другая музыка, в том числе и как основа некоего синтетического искусства и где она может соединиться с поэзией, светом и цветом, природой и архитектурой. Такое фантастическое соединение любому здравомыслящему человеку могло показаться нездоровой фантазией или уж вовсе бредовой идеей воспаленного рассудка. Все эти рассуждения правомерны для обычного человека, но только не для русского гения, в сознании которого происходит нечто больше похожее на революцию, чем эволюцию. Скрябин напишет: «Я не понимаю, как можно писать только музыку, ведь это же так неинтересно. Музыка получает смысл и значение, когда она звено в одном едином плане цельности мироздания». Скрябин становится вхож в круги Московского философского общества. Тесное общение с Сергеем Трубецким, а также дружба с Валерием Брюсовым, Вячеславом Ивановым и особенно Константином Бальмонтом подталкивает его к мысли об особой роли музыки и искусства в целом в познании, преобразовании и спасении мира. Влияние символистов на него становится все более ощутимым.
Позднее Скрябин обращается к трудам Э.Канта, Ф.Ницше, Е.Блаватской. Следует также учесть, что жизнь Скрябина протекала в период, который принято называть «серебряным веком» и в первую очередь это касалось поэзии и в не последнюю очередь изобразительного искусства со всей пестротой этих многочисленных направлений: абстракцонизм, кубизм, авангард, кубофутуризм и прочих «измов». Размышляя о Скрябине на фоне эпохи, в которой он жил, приходишь к убеждению, что этот человек мог стать тем, кем он стал исключительно в то – и только в то – удивительное время, когда многое, что еще вчера казалось незыблемым, вдруг рушилось и на его месте возникало совершенно немыслимое прежде. В конце 1901 года он заканчивает 2-ю симфонию, произведение еще более экстраординарное, в котором музыкальный язык становится еще более сложным. В 1902 году Александр Николаевич знакомится с Татьяной Федоровной Шлецер, племянницей профессора Московской консерватории.
В следующем году он заявляет жене о том, что полюбил другую женщину, Татьяну Федоровну, и уходит к ней. Они поселяются на итальянской Ривьере в городке Больяско, Скрябин увлеченно работает над 3-й симфонией, которую начал сочинять еще в России. Он назвал ее «Божественная поэма», которая была написана под сильнейшим впечатлением от книги Елены Блаватской «Тайная доктрина». В ней три части: Борьба, Наслаждение и Божественная игра. Если так можно выразится, это сочинение с помощью сложного и новаторского языка описывало эволюцию человеческого духа. Ее премьера состоялась в 1904 году в Париже. Между тем, перед Александром Николаевичем вырастает проблема содержать две семьи. Финансовые дела совершенно плачевны, доходит до того, что после рождения дочери в новом браке он не может оплатить даже услуги акушерки. И тут опять страшный удар подстерегает Скрябина – в 7-летнем возрасте умирает любимая дочь Римма. Но чудо! Именно в этот период Скрябин пишет одно из своих самых прекрасных и светлых произведений «Поэму экстаза», которое безусловно можно отнести к подлинным шедеврам композитора. Желание как-то поправить материальное положение семьи толкает его на серию гастрольных туров по Европе. Далее он получает приглашение посетить США и везде его ждет успех и признание как русского композитора огромного дарования. В то же время на родине с грандиозным успехом состоялась премьера его Третьей симфонии. В 1909 году Скрябин возвращается на родину, где его уже порядком заждались и встречают как великого русского композитора. Через 2 года состоится премьера его самого грандиозного произведения – симфонической поэмы «Прометей». Обладая так называемым «цветным слухом» Скрябин сделал революционную попытку соединить звук и цвет, что до него никому не приходило в голову. По его замыслу определенный цвет соответствовал определенной тональности. «Прометей» являлся предтечей задуманной им «Мистерии» – грандиозного синтетического произведения-действия, в котором соединятся музыка, поэзия, цвет, ароматы, театральное искусство и прочее. Оно должно быть точкой, итогом творческих исканий этого необыкновенного человека.
Скрябину не суждено было осуществить эту мечту. В 1915 году он умер от сепсиса, прожив всего 53 года. Композитор, пианист, философ-мистик, поэт – все ипостаси этой необыкновенной личности причудливым образом переплелись в нем, не оставляя сомнений в том, что на рубеже веков 19 и 20 в России жил и творил гений.
Григорий Гезенцвей