Человек мира

0

Сегодня, когда художники зачастую движутся путем маленьких провокаций и больших бюджетов, в мире живет человек, победивший законы арт-рынка. Винсент Мун – независимый режиссер –документалист, на счету которого уже более 300 фильмов, он автор нового формата музыкального видео, а также множества уникальных сетевых проектов. Мун, несомненно, один из самых интересных людей нашего времени.

Винсент родился 25 августа 1979 года в Париже. Мун говорит, что ему повезло, потому что в этом городе было доступно все, что его интересовало, – кино, музыка, книги, выставки, образование. В 18 лет он увлекся фотографией и учился в студии Atelier Reflexe, вдохновляясь работами Майкла Аккермана и Антуана Д’Агаты.

Он делает черно-белые фотографии на длинной выдержке, главным объектом в которых становится окружающая среда. Из этих снимков он монтирует свои первые фильмы. Они похожи на слайды, сменяющиеся чуть быстрее, чем нужно для того, чтобы рассмотреть все детали, но это усиливает ощущение целостности и одновременно эфемерности среды. Иногда на фотографиях появляется текст – это размышления, путевые заметки, наблюдения, редко (как и положено документалисту) — выдуманные истории. Один из таких фильмов – «Сибирский экспресс» (2000 г.) – был смонтирован из фотографий, сделанных в путешествии по России – из Москвы через Улан-Удэ во Владивосток. И, конечно, в этих коротких «дневниках» есть музыка. Винсент очарован музыкой настолько, что однажды его фильмы полностью перейдут на ее сторону, и тогда начнется самое интересное…

Как человек, категорически отвергающий то, что принято называть «шоу», он делает революционный шаг в поиске новых решений музыкального видео, отказываясь от сценария, репетиций, бесконечных дублей, декораций, массовок и всего остального, к чему в кино и клипе относятся как к необходимости. «В эту напыщенность пора впустить немного жизни», — сказал он однажды, взял камеру и начал снимать то, что никто не видит – музыку без публики, музыку не как шоу, а как откровение того или иного музыканта, когда за десять минут фильма ты вдруг узнаешь этого человека до дна.

Винсент начинает работать с несколькими музыкальными группами, выкладывая свои фильмы в интернете для свободного просмотра, и слух о нем быстро распространяется в музыкальной среде. Итогом его первых работ стало продолжительное и очень плодотворное сотрудничество с группой R.E.M., для которой он снял несметное количество видео и большой фильм Live In Olimpia (This Is Not A Show). Среди тех, кто попал в объектив молодого талантливого режиссера, были и Том Джонс, и Arcade Fire и National, но Винсент не стремится к тому, чтобы быть поближе к знаменитостям. Его все больше интересует независимая сцена, экспериментальные группы или просто музыканты, которые ищут новую музыку. В январе 2009 года он уезжает в свое долгое путешествие, которое не окончено и по сей день. За два года он объехал множество стран, снимая фильмы о местных музыкантах, которых, благодаря Винсенту и его щедрости, теперь знают во всем мире – ведь его видеофильмы все так же свободно доступны любому пользователю сети Интернет.

Принципиально не используя никаких спецэффектов, он делает поразительно красивые и трогательные фильмы. Пытаясь объяснить их феномен, можно многое сказать о приемах съемки – о долгих крупных планах, о теплом колорите, о плавной динамике, о созерцании как способе изложения… Но это только вершина, а корни совсем не в этом. «Я два года путешествую по миру по приглашениям организаторов фестивалей и семинаров. У меня нет дома. Люди приглашают меня, кормят и поят, потому что, в основном, они мои друзья. Деньги в этом не участвуют. Чтобы работать с несколькими людьми, много не надо. Я стараюсь держать мои фильмы в стороне от финансовых вопросов». Что это значит, зачем ему это нужно и как вообще возможно сегодня существовать и работать на таких условиях?

Кажется парадоксом, но у Винсента почти каждый день – съемочный. Он работает без остановок уже несколько лет, сохраняя в кадрах множество бесценных мгновений, из которых воссоздается вечная мечта человечества – мир без зла. Именно это свойство фильмов Винсента принесло ему искреннюю любовь зрителей всего мира.

юди ждут его в каждой стране и с радостью работают с ним. А как известно любому художнику, человеческим теплом нельзя торговать и злоупотреблять продажей своего дара тоже не следует. Даже если такой подход выглядит атавизмом на фоне всеобщих материальных амбиций, нам придется признать, что этот закон действует. «Чтобы работать, много не надо» – говорит Винсент, и это касается не только его работы, но и жизни вообще. В этом смысле он решил для себя вопрос приоритетов, оградив свой талант от неминуемого разрушения при встрече с новыми материальными возможностями, приходящими вместе с известностью.

Еще одна очень важная для его профессии особенность, благодаря которой Мун может так точно передавать эмоции, – когда Винсент снимает фильм, он открыт всему, как ребенок, – и это дает ему как бы еще одно зрение, более чуткое и быстрое, но не наблюдающее, не отстраненное. Мун снимает, находясь внутри события, и в этот момент он точно так же подвержен впечатлениям и эмоциям, как и люди перед его объективом. Поэтому кадры, не выстроенные заранее, настолько точны и содержательны, что зритель мгновенно чувствует самые тонкие эмоциональные нюансы.

ВИНСЕНТ МУН и EFTERKLANG. AN ISLAND

Разумеется, эти люди должны были встретиться и работать вместе, иначе и быть не могло.
Винсент и четверо музыкантов из Копенгагена. Каспер Клаузен, Мэдс Бауэр, Томас Хасмер и Расмус Стольберг – это скандинавские волшебники, создающие бескрайние звуковые ландшафты невероятной красоты, в которых можно путешествовать бесконечно и всякий раз удивляться неисчерпаемости и совершенству их сложнейшей гармонии. Помимо великолепно записанных альбомов, эта группа отличается какой-то особенной трудоспособностью: играя до полутора сотен высококачественных концертов в год в разных городах, бывая в турах по нескольку месяцев, музыканты при этом успевают вести свой проект Efterkids, созданный в поддержку детского музыкального образования во всем мире, строить звукозаписывающую студию в Берлине, снимать кино вместе с Винсентом, работать с оркестрами, писать новую музыку, издавать на собственном лейбле альбомы своих друзей – и быть все время на связи со своими слушателями, отвечая на их письма и общаясь с ними через социальные сети.

Как и Винсент, они активно используют Интернет для реализации своих проектов, в одном из которых вы можете принять участие в Воронеже в феврале и марте этого года. Это Всемирные Открытые просмотры документального музыкального фильма Винсента Муна и группы Efterklang «An Island» («Остров»), снятого в августе 2010 года на датском острове Альс, на родине музыкантов. В основе этого фильма – живое исполнение музыки, но масштабы на этот раз другие. В фильме участвуют более 200 местных музыкантов, детей, их родителей и других жителей острова. Наверное, после всего, что вы уже знаете о режиссере, говорить о том, какой удивительный и теплый фильм он снял, будет излишне, поэтому можно ограничиться краткой информацией. Вы можете увидеть «An Island» 27 февраля в 14:00 в кинозале «Иллюзион» (ул. Володарского, 37 а). В продолжение добрых традиций авторов фильма, вход на просмотр будет свободным. Ограничения только в количестве мест, поэтому, если вы хотите увидеть этот фильм, позаботьтесь заранее о нужном вам количестве бесплатных билетов, позвонив по тел. +7 473 2530640.

Елена Сахнова 

Об авторе

Оставить комментарий