Кажется, осенние театральные фестивали для детей становятся традиционными для нашего города. В прошлом году в Воронеж ворвалась «Большая перемена» и удивила воронежцев яркими спектаклями российских и зарубежных театров. А нынешние осенние каникулы провести со сказкой предложил фестиваль МАРШАК. С 31 октября по 8 ноября на различных площадках города были показаны спектакли отечественных театров из Москвы, Новосибирска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Уфы, Воронежа, а так же театров Белоруссии, Казахстана, Армении. Прошедшие 25 спектаклей и 7 мастер-классов собрали в итоге почти 18 000 зрителей.
Как и прошлогодняя «Большая перемена», фестиваль МАРШАК удивлял необычными экспериментальными спектаклями, имеющими сложную структуру. Это завораживающая «Русалочка», поставленная Екатеринбургским театром юного зрителя, одним из старейших и знаменитых театров для детей. Это острая самобытная «Золушка» от театра «Практика», уже известного своим нестандартным подходом к театральной стилистике. Это чары азиатского колорита казахстанского театра «Алакай», показавшего воронежскому зрителю «Отпусти поводья и лети». Это черно-белый «Одиссей» от театра-студии Karlsson Haus из Санкт-Петербурга. Безусловно, МАРШАК стал событием серьёзным и значимым, поскольку привлёк в город немало талантливых именитых режиссёров и собрал для юного зрителя многогранную программу, где стиль и блеск столичных театров соседствует с шаманским пением и фольклорными мотивами.
Спектакли проходили на сценах Камерного театра, Театра оперы и балета, Театра драмы имени Кольцова, Воронежского концертного зала. Театр драмы один из первых принял гостей – «Съедобные сказки» музыкального театра имени Наталии Сац, первого и единственного в нашей стране оперный театр для детей. Жанровая особенность «Съедобных сказок» действительно удивила зрителей, открыв новую форму детского спектакля – оперу. Не оставило равнодушными зрителей и содержание постановки: присутствующие в зале дети всё правильно поняли, и после окончания действия в фойе театра драмы раздавались многочисленные детские просьбы к родителям — рассказывать сказки перед каждым приемом пищи, как их рассказывали герою постановки Васе. Жизнерадостный, изобилующий красками, с богатой сценографией (камерный оркестр, молниеносно меняющиеся декорации и костюмы, оперное пение и танцы) и наполненный множеством элементов, второй спектакль фестиваля задал нужный тон для последующих фестивальных дней. Дальше зрителей ждали не менее эффектные и непредсказуемые постановки.
Восхитил зрителей и спектакль «Чук и Гек» Новосибирского молодежного театра «Глобус». Режиссер Полина Стружкова нашла неординарные решения для интерпретации истории Гайдара: герои были помещены в звукостудию, где шла запись истории, и под руководством рассказчика актеры разыгрывали пантомимы. Трогает ирония взаимоотношений повествователя и его вечно шалящих подопечных, которые упорно не хотят следовать сюжету и постоянно проказничают. А главное настроение постановки создают звуки, а именно способы их появления. Железные полозья, штанга, бумага, деревянные трещотки вдруг явственно обретают звук скрипящей форточки, дверной задвижки, грохот разгоняющегося поезда, вой метели.
Анализируя творческое разнообразие «Маршака», невозможно не сравнивать его с «Большой переменой». Но, в конечном счете, здесь сложно говорить о том, кто «лучше» или «хуже». Скорее, два детских фестиваля показали схожие тенденции в современной детской постановке: многогранность жанровых форм, эклектичность, сложную фактуру, невероятные спецэффекты. И, без преувеличения, новые трансформации детского спектакля представляют не меньший интерес и для взрослых, которых в первую очередь удивляет эстетическое и техническое воплощение старых, знакомых многим поколениям историй: Том Сойер, Пиноккио, Золушка, Русалочка, Чук и Гек и многие другие. Хотелось бы, чтобы успешный старт детских театральных фестивалей в Воронеже в итоге стал ежегодной традицией и привлекал больше как и российских, так и зарубежных гостей.