Балтийский берег завораживает и успокаивает. В мгновенье ока он покоряет мощью, тихим могуществом, необозримым простором. У Таллинского порта оживление, впрочем, не столь уж активное. Кажется, здесь никогда не бывает суеты, авралов, непредвиденных всполохов активности. Все четко, продуманно, размеренно, пожалуй, как и вся жизнь в Эстонии, где в подъездах и на улицах тишина, чистота и порядок почти идеальные. Дома уютно стоят в геометрически выверенной плоскости, пространства между ними дышат широко и привольно, а порядок такой же, как и в подъездах. Культура бытования впечатляет, но легко ли живется здесь людям?! Не думаю.
Проезд в общественном транспорте, где только-то и можно увидеть коренного горожанина, для резидентов республики бесплатный, но благости и умиротворения на лицах не читается. Кажется, размеры страны, ее экономика и демография позволяют занять место чуть в стороне от дорог большой политики, да вот поди ж ты, в те несколько дней, что довелось провести в столице Эстонии, случились там масштабные натовские учения спецназа США под названием «Весенний шторм», и сам господин Расмуссен (генсек НАТО – прим. ред.) счел нужным принять в них участие. По этому поводу флаги Атлантического союза можно было увидеть во многих местах, хотя приподнятости и общего оживления не наблюдалось вовсе…
Тишиной, покоем, ласковым солнечным светом и хлестким студеным ветром встречает путника и маленький симпатичный остров Тихну – 7 километров в длину, всего-то 3 в ширину, – куда паром от бухты Муналайд, вблизи Пярну, доставил нас в течении примерно часа. Здесь на Тихну Эстония исконная, подлинная, без примесей и подмен. Прекрасная половина ходит в национальных шерстяных юбках, сдержанно-веселая расцветка которых строго соответствует возрасту, занимаемому положению и роду занятий. Мужской одежды описать не могу, потому как, подозреваю, сильная половина населения в этот день была занята исключительно рыбным промыслом, благо море не штормило и ветры не бесчинствовали.
…Женщины, по преимуществу почтенного возраста, подробно рассказали нашей небольшой экскурсии о традициях, обычаях, нравах островной жизни, показали не очень сложные, но такие милые, полные лирической нежности и обаятельной мелодической простоты танцы и песни – свадебные, игровые, скорбные. Напели на эстонском языке русские и советские популярные мелодии. Недавнее прошлое здесь не только не забыто, но вспоминается даже с некоторой ностальгической ноткой. Дескать, и рыболовецкие колхозы были чудо как хороши, и рабочих мест всем хватало, и европейская дороговизна не корежила. А нынче молодежь разбегается, и жизнь теряет какие-то неповторимые краски, медленно застывая в неподвижности и старческом покое.
К вечеру паром доставил нас к точке материка, от которой рукой подать до спокойно-торжественного, уютного и праздничного концертного зала «Эстония», что расположился рядом с национальной оперой в самом центре столицы. Программа симфонического концерта, предложенная финским сорокасемилетним композитором, дирижером и пианистом Олли Мустоненом, показалась интересной своим разнообразием. В самом начале дирижер предложил публике познакомиться с его оригинальной пятичастной композицией «Рождение церкви в Пятевесил». Сочинение произвело очень хорошее впечатление свежестью музыкального языка, интересными тембровыми находками, стройной архитектоникой. Да и оркестр, чувствуется, был увлечен партитурой и недюжинным темпераментом маэстро. И хотя звучание струнных показалось мне резковатым, в целом коллектив с преобладанием артистов-мужчин (!) музицировал очень достойно. Далее маэстро сел за рояль, чтобы исполнить 26-ой фортепьянный концерт Моцарта ре-мажор. Однако усилия, затраченные на интерпретацию собственного опуса, были столь энергоемки, что моцартовский шедевр буквально валился у него из рук. При этом Мустонен еще и дирижировал, поминутно вытирая катившийся градом пот. Все это создавало впечатление, мягко говоря, безрадостное. Благо, национальный симфонический оркестр состоит из квалифицированных и опытных музыкантов, неплохо чувствующих как скандинавскую колористику, так и общеевропейский исполнительский тренд. Они, посильно помогая дирижеру, более или менее успешно завершили первое отделение, хотя поздний Моцарт, право, заслуживал лучшей доли.
Вторая часть вечера была отдана Шестой (трехчастной) ми бемоль минорной симфонии Сергея Прокофьева, законченной сразу после войны. Ее премьера состоялась 11 октября 1947 года. Здесь финский музыкант был, отдадим ему должное, на высоте. Ему удалось постичь форму и ощутить могучий масштаб прокофьевского сочинения. Олли Мустонен хорошо почувствовал скорбную боль первой части, своеобразного воспоминания о только что закончившейся войне. Маэстро очень трепетно удалось передать светлую певучесть Largo и пережить откровенно трагический финал, в котором растворилась жизнерадостная атмосфера предыдущих эпизодов…
…Высокая культура всей филармонической работы, строгая дисциплина служб и приветливых сотрудников концертного зала, скажу честно, впечатлили, равно как и все шестидневное путешествие по Эстонии.
А что до студеной и колючей погоды, которая сопровождала нас в первой майской декаде, то это, как говорится, объективная реальность, споры с которой, увы, беспочвенны.
Бронислав Табачников