Бесконечные коридоры «Весеннего вернисажа»

0

В канун Международного женского дня в выставочном зале Союза художников на Кирова, 8 открылась выставка «Весенний вернисаж», где воронежские художницы представили около 200 своих работ. До этого здесь работала выставка декоративно-прикладного искусства «Дыхание весны». И между двумя такими разными экспозициями, помимо места размещения, оказалось много общего – те же богатство материалов, яркость красок, множество различных техник, жанров и направлений. Нет, пожалуй, на новой выставке их даже больше – живопись, графика, скульптура, витраж, гобелен, батик, керамика, ковроткачество…

DSC_2280

В какой-то степени «Вернисаж» продолжает традицию выставок женской живописи, которые начали проводиться в столице Черноземья еще в 70-е годы прошлого века по инициативе культовых воронежских художников Василия Криворучко и Ксении Успенской.

Кстати, существует ли какое-то определение женской живописи? Неужели она имеет какие-то принципиальные отличия от мужской?

– Отличий не так уж и много, но они важны, – объясняет Ксения Николаевна, которая, кстати, и сама является участницей выставки. – Например, из-за своего природного материнского статуса женщина– художница будет делиться с окружающими своим талантом, обладая при этом более ослабленным чувством «Я». Мужчина же по природе своей добытчик, борец. «Я» для него важно, ключевые слова – «я так вижу, чувствую, хочу преподнести». Женщина обладает более тонким чувством колорита, богатой палитрой оттенков. Поэтому, женщины чаще всего являются превосходными живописцами, однако ни одна из них не является новатором конструктивизма, авангардизма и так далее. Они скорее пишут то, что видят вокруг и делают это с особенной душевной теплотой.

DSC_2349

Несомненно, главная тема живописи «Вернисажа» – цветы. Нежная белая сирень Оксаны Смотровой, яркие подсолнухи в натюрмортах Татьяны Поплавской и Лидии Зориковой, радужно переливающиеся букеты Татьяны Пигаревой. Мягко светятся цикорий и повилика Надежды Радевской, поблескивают хрупкие каллы из художественного стекла Ирины Ворошилиной, аппликации из соломки Марины Чайшевой переливаются всеми оттенками золота, тюльпаны и лилии на декоративных блюдах Зои Суворковой заявляют о себе насыщенными красками. Цветы везде – в натюрмортах, пейзажах, на портретах.

Кстати, искусство живописного портрета представлено на выставке, в основном, в трех видах – детский портрет, женский портрет и автопортрет. Работ, выполненных в этом жанре, немного, зато отдельные из них предлагают вниманию зрителя некий эксперимент, вовлекая в поиск чего-то принципиально нового.
Таков, например, «Автопортрет в мастерской» Натальи Паршиной. Несомненный эффект присутствия, вовлеченности в пространство изображения, удивительны композиция и ракурс. Фигура художницы видна только наполовину, она стоит спиной к зрителю, голова повернута в профиль – ее внимание занято чем-то своим, а жизнь в пространстве картины протекает как будто сама по себе. Кажется, что женщина вот-вот исчезнет из собственного портрета – чтобы, например, попасть на бесконечную солнечную улицу.

DSC_2336

Помните, как героиня знаменитого произведения Кэрролла Алиса, оказалась в длинном подземелье, по всей длине стен которого шли запертые двери? Полотна «Весеннего вернисажа» – живописные, аппликационные, тканые – создают примерно такое же пространство. Правда, здесь двери-картины открыты и приглашают зрителей в свой обособленный, удивительный и бесконечный мир. Они размещены таким образом, что зритель постоянно находится где-то на границе между реальностью, фантазиями, воспоминаниями, грезами. Он оказывается в сказочном городе из «1000 и одной ночи», на светской прогулке 19 века, становится свидетелем похищения Европы, заглядывает на островок мечтаний, путешествует по заснеженным улочкам старого Воронежа, солнечным морским побережьям, деревенским дворам.

DSC_2279

Объединить хоть каким-нибудь образом все экспонаты «Вернисажа» практически невозможно. Помимо всего прочего, в рамках одной выставки одновременно представлены графические работы самой разнообразной тематики и настроения – от выполненного черной тушью философского цикла «Монологи» Валентины Суминой до карандашных работ Ольги Дмитриенко, посвященных войне 1812 года (последние, кстати, соседствуют с современной масляной и темперной иконописью). Здесь же красочная керамика, изображающая сказочные и фантазийные сюжеты, скульптурные портреты, искусные украшения из бисера, бронзовые статуэтки, авторские куклы. Всего понемногу – и всего много. Каждая работа и отдельное направление «Весеннего вернисажа», действительно, заслуживают особого внимания. В своей разнообразной совокупности эти замечательные экспонаты создают ситуацию, когда все хорошо по-своему, но так различно между собой, что теряешься, постоянно попадая, вслед за своими впечатлениями, то с корабля на бал, то обратно.

Надежда Конобеевская

Об авторе

Член редакционного совета газеты «Время культуры»

Оставить комментарий