Бах был отличный парень

2

В этом номере мы начинаем серию публикаций о не самых известных проектах Воронежской филармонии. Каждый из них – интересен и уникален, однако до широкой общественности информация об этих начинаниях не доходит.

Иллюстрация_классно-о-классике

Уже несколько лет в Екатеринбурге проходит конкурс симфонической музыки для детей «Петя и волк». Работы на конкурс присылают со всей России, а произведения победителей получают распространение в разных городах. Так, к примеру, в Воронежскую филармонию попали музыкальные сказки Григория Зайцева «Сказка о царе и волшебной иголочке» и Александра Пантыкина «Флюм-пам-пам» – победители 2006 года. Исполняют их в рамках специальных программ для детей, которые создаются здесь уже несколько десятилетий. О том, как говорить с детьми о классической музыке и главное – как научить их ее слушать, мы побеседовали с лектором-музыковедом филармонии Валентиной Головиной.

 

Персонаж. Бах вещает со сцены

Начнем с небольшой задачи. Имеется: мальчик Ваня шести лет, неприученный к классической музыке. Задание: научить Ваню слушать музыку Иоганна Себастьяна Баха. Способ решения: придумать форму подачи, которая будет интересна Ване. Дальше задачу мы решаем уже вместе с Валентиной Васильевной, которая подсказывает, что ключевые составляющие здесь – наличие персонажа и увлекательного сюжета.

«У нас, например, на сцену выходил Бах (естественно, в актерском исполнении) и рассказывал о себе, откуда он родом, какая у него семья, – комментирует музыковед. – Спрашивал у ребят, в каком веке они живут. Говорил: «Как приятно, что моя музыка звучит в эти дни». Ведь когда-то он писал ее для своих сыновей, и считал, что она будет играться только в церквях».

Интересный персонаж помогает знакомить детей с музыкой практически любой сложности. Полезно совместить такую подачу с эффектом ожидания – герой на сцене задает интригу, потом 2-3 минуты звучит классическая музыка, и ребята охотно ее слушают в ожидании продолжения истории. Другими словами, как это ни банально, но в работе с детьми важно создать ненавязчивую атмосферу игры.

 

Лучшие образцы

Работа с детьми в филармонии развивается в двух направлениях. Во-первых, здесь проходят тематические концерты, во-вторых, очень давно в учреждении работает музыкально-литературный лекторий, выступления которого проходят в школах Воронежа. И чтобы максимально интересно подать детям классическую музыку, сотрудники лектория проявляют чудеса фантазии. Разыгрывают сценки, показывают сказки, проводят викторины. Важно, что перед школьниками выступают настоящие профессионалы, имеющие за своими плечами десятки лет обучения в специальных музыкальных учебных заведениях. И, конечно, все исполняется исключительно вживую.

«Мы принципиально не пользуемся фонограммой, – говорит Валентина Головина. – Ведь мы музыкально воспитываем, поэтому должны давать лучшие образцы живого голоса, живой игры, живого чтения. Наша задача – показать технику, «кухню» профессионала, доносящего классику».

 

Сложности отношений Бастьена и Бастьенны

Известно, что свою первую оперу под названием «Бастьен и Бастьенна» Вольфганг Амадей Моцарт написал в 12 лет. Сотрудники филармонии специально выписали из Москвы ноты этого редкого произведения и создали небольшую постановку для детей. По сценарию на сцену выходит почтальон Печкин, который принес посылку. В послании оказываются партитуры оперы юного Моцарта. Ноты раздают музыкантам, и начинается «спонтанное» разыгрывание оперы, в которой пастух Бастьен и пастушка Бастьенна поссорились, и чтобы их примирить, приходит волшебник Колас. Между тем, как на сцене разворачивается действие и певцы исполняют свои партии, почтальон Печкин вместе с музыковедом рассказывают детям, что такое ария, речитатив, дуэт, трио и поясняют другие театральные термины.

Таким образом, дети узнают не только о классической музыке, но и о театре. Например, для средних классов сейчас готовится специальная программа «От трагедии к комедии. В мире театрально-музыкальных жанров». В качестве примеров трагедийных, драматических, комических музыкальных спектаклей покажут фрагменты из разных постановок. В ряд с арией Орфея из оперы «Орфей и Эвридика», написанной в XVIII веке, поставят фрагмент современного мюзикла. Демонстрация музыкальных явлений на контрасте – еще один эффективный способ подачи классики.

 

Интерактив

Когда-то член Воронежской организации Союза композиторов Михаил Цайгер, который сейчас живет в США, написал для местного театра оперу-сказку «Волшебный колобок». До сих пор это детское произведение периодически демонстрируют в лектории филармонии. Одна из особенностей произведения в том, что в ходе спектакля дети выучивают песню колобка и в конце артисты поют ее вместе с ними. Интерактивная подача материала помогает найти контакт с маленькими слушателями. Иногда детям разрешают выйти из зала и поиграть вместе с музыкантами – в руки ребятам дают самые нехитрые музыкальные инструменты.

Для самых маленьких в филармонии подготовлен абонемент №2 – «В королевстве музыкальных инструментов». В коротких концертах все подается в игровой и сказочной формах. В этом месяце, например, исполнялись «Детские игры» Жоржа Бизе и «Детская симфония» Франца Гайдна, в январе будет звучать музыка из балетов Петра Чайковского, а в марте – программа «Сказки матушки гусыни» с произведениями Сергея Прокофьева и Мориса Равеля.

 

Доступно и гармонично

Остается задать обывательский вопрос: «Музыка каких композиторов воспринимается детьми легче?» По словам Валентины Головиной, в первую очередь, это композиторы так называемого венского классицизма – Гайдн, Моцарт, Бетховен. Если же говорить о работах, написанных классиками специально для детей, то тут композиторы чаще всего старались делать произведение небольшими или же состоящим из маленьких частей. Так, «Детский альбом» Чайковского, который имеет авторский подзаголовок «Двадцать четыре легкие пьесы для фортепиано», состоит из нескольких совсем небольших по размеру пьес «Подснежник», «Кукла», «Камаринская» и других.

«В целом мы стараемся давать детям те произведения, которые гармоничны сами по себе. Не все образцы классических произведений благотворно влияют на детскую душу. Мы стараемся избегать крайних проявлений музыкальных жанров, когда ребенок может быть просто испуган. Например, речь идет об атональной музыке, которая сама по себе является разрушением основ, она не должна раздражать и искажать восприятие ребенка. Для самых маленьких выбираются наиболее доступные для восприятия образцы – детские произведения Бизе, Гайдна, Шумана, Прокофьева, балеты Чайковского».

Главное для ребенка при первом посещении симфонического концерта – привыкнуть к звучанию огромного симфонического оркестра. Если этот рубеж пройден, на следующих выступлениях ребенку будет уже комфортнее. Если раньше считалось, что симфоническую музыку нужно слушать только со школьного возраста, то теперь в филармонию все чаще приходят с 4-6-летними детьми.

Кстати, мальчик Ваня шести лет теперь ходит с мамой в филармонию. И говорит, что Бах был отличный парень.

Евгения Глуховцева
Иллюстрация Марина Демченко

Об авторе

Редактор сайта, журналист

2 комментария

  1. Татьяна опубликовано

    Евгения! Молодец! Вот пример того, как надо писать о классической музыке сегодня. И воспитывать любовь к ней у юных. Удачи тебе! Жду следующих публикаций.

  2. Татьяна опубликовано

    Евгения! Молодец! Вот пример того, как надо писать о классической музыке сегодня. И воспитывать любовь к ней у юных. Удачи тебе! Жду следующих публикаций.

Оставить комментарий