Бастион культуры

0

В нынешнем году исполняется 80 лет со дня основания Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского. Рассказать обо всех экспонатах одного из крупнейших культурных центров не только Воронежа, но и целого Черноземья практически невозможно – каждый из огромного собрания обладает собственной уникальной историей и особой художественной ценностью. Но с некоторыми из них «Время Культуры» будет знакомить читателя в течение всего юбилейного года.

5.-Воронежский-областной-художественный-музей-им.-И.Н.-Крамского

Если учесть, что в собрании музея сегодня находится 22 тысячи единиц хранения, которые охватывают временной диапазон с IV тысячелетия до н.э. до настоящего времени, невольно возникает вопрос: неужели такую коллекцию можно было собрать за 80 лет – почтенное, но сопоставимое со сроком жизни отдельного человека, время? Конечно, нет. Городская художественная коллекция собиралась еще с 1832 года. Поэтому хронологический разрыв в датах формирования городского художественного собрания, его экспонатов и его официального учреждения объясняется только долгой историей становления музейного дела в Воронеже с самого начала 19 века.

Основой создания музея стала попытка местных энтузиастов краеведения сохранить память о реформаторской деятельности Петра I, создавшего на воронежских корабельных верфях Азовскую флотилию – русский регулярный военный флот. Интерес к историческому прошлому города возобновился в связи с открытием в Воронеже в 1832 году мощей Святителя Воронежской Епархии епископа Митрофана, который прославлял «намерения государя относительно заведения флота и убеждавшего народ всеми силами помогать царю в великом деле», так как видел в укреплении России основу улучшения человеческих нравов. Обе личности, непосредственно участвовавшие в местной истории и «строении» воронежской земли, были одинаково популярны в народе. Вот почему в среде местных деятелей науки и культуры возникла мысль о создании мемориальной экспозиции, отражающей деятельность Петра Великого и его ближайших сподвижников в Воронеже. Ссылаясь на «Проект о сооружении памятника в г. Воронеже Петру Великому», краевед и церковный деятель Н.И. Поликарпов сообщает, что в здании Петровского цейхгауза на речном острове создатели проекта мемориала предполагали поместить иконостас Азовского собора и открыть храм Святителя Митрофана, а в одной из комнат, по преданию считавшейся рабочим кабинетом Петра, – разместить небольшую художественную коллекцию: портреты, мебель, старинные книги той эпохи.

Комитет по сооружению памятника возглавил воронежский губернатор Д.Н. Бегичев, представивший этот проект на утверждение императору Николаю I. Весьма вероятно, что первыми поступлениями еще находившийся в прожектах музей обязан именно Бегичеву, который имел обширную административную и личную переписку, в частности и с президентом Академии Художеств А.Н. Олениным. Несмотря на «высочайшее соблаговоление», в то время открытие музея не состоялось, но уже тогда в фонд его основания из столицы в Воронеж были направлены первые художественные пожертвования. Министром военного департамента в комитет по сооружению памятника были переданы 127 гравюр «времен петровских», и теперь хранящихся в фондах музея. Многие из этих произведений – портреты Петра и его соратников, морские и сухопутные батальные сцены, архитектурные пейзажи Петербурга, виды фортификационных сооружений, выполненные в ХVIII веке А.Грековым, Н. Ламмерсеном, мастером резцовой гравюры А.Ф. Зубовым, стали уникальным источником изучения петровской эпохи.

Торжественное открытие Воронежского губернского музея состоялось 9 сентября 1894 года. Вначале он разместился в нескольких помещениях здания бывшей городской думы, построенного в последней трети 18 века для фабриканта С.А. Савостьянова (ныне ул. Плехановская, 3). Художественное собрание музея пополнилось произведениями живописи, безвозмездно переданными Митрофановским монастырем и Воронежским кадетским корпусом. По преимуществу это были портреты высочайших особ царствующего дома, выполненные неизвестными художниками XVIII-XIX веков. Губернская земская управа преподнесла в дар музею акварельные рисунки художника-этнографа С.П. Павлова, а также произведения иконописи, декоративно-прикладного искусства.

Е.А.-Киселева.-Маруся.-1913

Коллекция музея постоянно пополнялась поступлениями из частных собраний: коллекционера П.Г. Беляева, собирателей и краеведов М.П. и М.К. Паренаго, купца-благотворителя К.И. Бухонова, библиофила М.Ф. Мартынова. По духовному завещанию, составленному одним из деятельнейших инициаторов и созидателей музейного дела генерал-майором А.А. Мариным, после его кончины в 1900 году в музей поступил целый ряд икон и экспонатов живописи (списка не сохранилось, но известно, что всего в Губернский музей в 1900 году от 46 лиц поступило более 500 единиц).

К началу третьего десятилетия ХХ века Воронежский губернский музей, художественный отдел которого насчитывал около трех тысяч живописных и графических произведений, значительно превзошел пределы задуманного собрания местных исторических памятников.

15 января 1933 года президиум Воронежского облисполкома вынес решение об открытии в городе экспозиции изобразительного искусства, что считается юридическим актом учреждения Воронежского областного музея изобразительных искусств. Основу его составили художественные собрания Воронежского областного краеведческого (в прошлом Губернского) музея и Музея древностей и изящных искусств Воронежского государственного университета. Оба музея в послереволюционное время пополнялись приобретениями у частных лиц, поступлениями от авторов, из национализированных усадеб, реквизированных домовладений Воронежской губернии, Государственного музейного фонда, Эрмитажа, Третьяковской галереи. Музей разместился в залах резиденции губернаторов (теперь проспект Революции, 22) и в 1934 году был открыт для обозрения.

В сентябре 1941 года ВОМИИ был закрыт, а позднее эвакуирован в Омск. После возвращения в Воронеж в сентябре 1945 года ящики с ценностями были размещены в Покровском соборе, где был создан музей атеизма. Последний потом обосновался в помещениях Облпартшколы, где к празднику революции развернулась первая послевоенная экспозиция. В 1947 году Воронежскому областному музею изобразительных искусств был передан дом воронежского губернатора генерал-поручика И.А. Потапова (теперь проспект Революции, 18), где до 1959 года помещался и Воронежский областной краеведческий музей. После переезда музея краеведения, музей изобразительных искусств впервые смог разместить здесь лучшую часть своего собрания, и в 1984 году постановлением Совета министров РСФСР музей изобразительных искусств был переименован в Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского.

Собрание отечественного изобразительного искусства достаточно полно характеризует различные периоды его развития. Отдел отечественной живописи представлен портретами неизвестных художников 18 века, созданными в приемах плоскостного парсунного письма (портреты Евдокии Лопухиной, царя Алексея Михайловича), а также произведениями крупнейших портретистов А.П. Антропова, Ф.С. Рокотова, Н.И. Аргунова, давших в светском портрете новое и возвышенное понимание человеческой личности, гордой служением государственным и общественным идеалам. Внимание русского искусства к человеку находит подтверждение и в экспозиции, посвященной первой половине 19 века, в проникнутых романтическим мироощущением портретных образах К.П. Брюллова и А.В. Тропинина. Демократическая направленность и интерес к самобытным чертам русской жизни характеризуют творчество художников второй половины 19 века – Г.Г. Мясоедова, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова, И.Е. Репина. В 1920-1930-е годы, благодаря участию сына художника Анатолия Крамского и искусствоведа Ю.И. Успенского, в Воронеже сложилась коллекция картин И.Н. Крамского, которую сейчас составляет более тридцати полотен. Пейзажный жанр представлен в музее величественными видами Ф.М. Матвеева и С. Ф. Щедрина, поэтизированными образами русской природы А.К. Саврасова, И.И. Левитана, романтическими маринами И.К. Айвазовского, Л.Ф. Лагорио, А.П. Боголюбова.

Пирамидион-И-м-хотепа-с-изображением-бога-Ра-Хорахте-в-образе-сокола.-XIX-династия-(16-11-вв.-до-н.э.)

Художественный музей им. И.Н. Крамского принадлежит к редким учреждениям культуры, располагающим коллекциями египетских древностей и античной вазописи, которых, как правило, региональные музеи не имеют. Среди наиболее интересных экспонатов – антропоморфный саркофаг царского писца Несипахерентахата, четырехгранный пирамидион гробницы Имхотепа, стелы времени правления фараона Рамсеса II, коллекция античной керамики, позволяющая проследить всю историю развития древнегреческой вазописи.

Сохраняя старые ценности, музей ведет популяризаторскую, научно-исследовательскую, реставрационную, собирательскую деятельность, участвует в выставках крупнейших музеев страны – Третьяковской галереи, музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Русского музея. Не претендуя на освещение всего многообразия школ и направлений, представление о некоторых из них он дополняет памятниками отечественного и мирового искусства высокого художественного достоинства.

Владимир Добромиров

Об авторе

Оставить комментарий