Авангард как ясность

0

Культурные традиции окрашивают в яркие тона облик развитого города. Одной из таких традиций для Воронежа является Международный фестиваль современной музыки «Созвучие», который в этом году прошел уже в двадцать первый раз и в преддверии праздника обрел название «Рождественское созвучие». Гостями фестиваля стали всемирно известный Московский ансамбль современной музыки и выдающийся нидерландский композитор Родерик де Ман. Открыла же фестиваль воронежская группа «Happy55», представившая нестандартную для «Созвучия» программу, но вызвавшую большой интерес как поклонников группы, так и тех, кто предпочитает слушать классическую музыку. Мы поговорили с солистом «Happy55» Ярославом Борисовым об эволюции его группы, музыкантов которой называют «любимцами отечественной авангардной сцены», а также о том, как изменилась культурная картина города за последние пять лет. Так или иначе, разговор о коллективе, который не желает попадать под рамки каких-либо жанров, коснулся самых разных направлений музыки.

14_Печать

 

Джаз, рок и классика

Группа давно и уверенно представляет Воронеж на российской музыкальной сцене – «Happy55» знают не только в Воронеже, но и за его пределами. За 10 лет существования коллектива музыканты стали лауреатами крупнейшего отечественного фестиваля «Усадьба. Джаз. Архангельское», выступили на известных фестивальных площадках, в числе которых «Индюшата», «МузЭнерго» и «Джазовая провинция», записали два альбома, и в январе будут записывать третий. Как и прежде, творчество «Happy55» трудно втиснуть в какие-то стилевые рамки.

«В 20-м веке активно начала развиваться джазовая и рок-музыка, а им свойственна ярко выраженная «качающая» основа, которой нет в классике. Академические люди не понимают ритмического «качания», при этом чаще всего джазмены не понимают рокеров, а рокеры не понимают джазовые доли. А мы все понимаем. Потому что нам в группе очень интересно развивать звуковое поле с учетом всех возможностей. Чтобы охарактеризовать нашу музыку, подойдет слово «авангард» – его значение размытое и поэтому в данном случае правильное. Мне не нравится, что авангард в академической музыке сегодня ассоциируется с какими-то страшными вещами. Я бываю на фестивалях и знаю произведения современных композиторов. В их работах чувствуется непреодолимое чувство отчаяния, вся мелодия, вся фактура пропитаны горем и непониманием – что же будет дальше. Чаще всего это композиции с элементами шума, воя, поскрипывания. Хочется абсолютно новой музыки, какой-то ясной – как в академизме, так и в других направлениях. Я убежден, что музыка может быть светлой и при этом являться настоящим авангардом».

 

Электроника

Свой первый альбом 2008 года «Счастливый темно-синий» музыканты называют реверансом академической музыке. В альбоме присутствует эстетика фортепьянной музыки с четким композиторским началом, характерным для классического направления.

«До 2008 года мы играли то, что по поверхностному восприятию могло напоминать джаз. Сейчас свои идеи мы можем воплощать более очерчено и яснее доносить их до слушателя со сцены. Хотя музыка стала по сравнению с той, что была раньше, сложнее. Но в то же время мы даже для себя самих играем понятнее.

Концерт в рамках «Созвучия» тоже дал свой положительный опыт: заслуженный деятель культуры профессор Евгений Трембовельский отметил, что в нашей музыке присутствует много новых идей. Это приятно слышать от одного из лучших музыковедов-теоретиков города, переработавшего в свое время горы материала на тему истории музыки и знающего музыкальный язык – например, Мусоргского, Малера, Шостаковича, Прокофьева и многих других композиторов.

16_Печать

В новом альбоме, который мы будем записывать в январе в Петербурге, добавится электронная составляющая. Партии и то, как мы это играем, станут более изощренными и тонкими. Плюс сейчас мы уже начинаем отходить от канонов какой-либо созданной до этого музыки. В новом альбоме будет одна композиция, которую мне уже сложно каким-то образом классифицировать. В ней есть несколько, на мой взгляд, передовых идей по организации ритма».

 

Транс и панк

В 2008 году Ярослав и барабанщик группы Саша Битюцких создали еще одну группу «Другое дело». К тому времени у Ярослава появились русскоязычные песни, которые требовали музыкальной эстетики, отличной от той, что была в «Happy55». Упор был сделан на вокальную мелодию и аранжировку, ритмически насыщенную и по звучанию более тяжелую.

«Я назвал новый проект транк-группой – это музыка на стыке транса и панка. У нас много композиций, которые обладают ритмической составляющей, вводящей в транс, с элементами некого шаманизма. С другой стороны, мне близка панк-эстетика, но только в понимании принципа свободной художественной мысли, осмысленного отказа от каких-то традиций и общих законов. Я хорошо осознаю то, что делаю, в отличие от панк-музыкантов. Очень скрупулезно отношусь к музыкальному процессу и понимаю во всех своих аранжировках, что и почему я делаю. И знаю, какой эффект будет от какого-то конкретного звука и как он будет воздействовать на слушателя».

 

Любые направления

Многие отмечают, что культурная жизнь Воронежа меняется на глазах. За последние 5 лет в городе помимо крупных событий, таких как театральные и музыкальные фестивали, появляется все больше заведений, в которых можно провести выставку, организовать концерт или другое культурное событие. Налицо – эволюция культурной инфраструктуры Воронежа. Как это влияет на развитие творчества независимых музыкантов?
«За последние пять лет у нас появилась возможность реализовывать собственные проекты и делать это без лишних энергозатрат, которые требовались раньше. Появились места для выступлений, часто с хорошим залом и музыкальным оборудованием, и, кроме того, стало больше тех, кто живо интересуется всем, что происходит в городе, а также людей, готовых и умеющих воспринимать сложные вещи – как в музыке, так и в других сферах культуры. И без этого интереса ничего бы не было. Сейчас в один и тот же субботний день можно отправиться и на мастер-класс Родерика де Мана, и на выступление Московского ансамбля современной музыки, и на концерт известного гитариста Алексея Кузнецова, или же на вечер местных джазовых музыкантов. Город задышал по-настоящему – как современный человек. И я думаю, это только начало волны. Будет еще много событий».

Евгения Глуховцева
фото Ольги Табацкой

Об авторе

Редактор сайта, журналист

Оставить комментарий