Анимагия | «Время культуры»

Анимагия

1

После всероссийской премьеры мультфильма «Снежная Королева» воронежские СМИ восторженно запестрили заголовками, прочащими Воронеж в столицы российской анимации. Дескать, малоизвестная провинциальная студия с периферии создает коммерчески успешный проект высокого уровня – не чудо ли? На самом деле, в Воронеже тихая, но упорная мультипликационная жизнь развивалась уже давно. Сегодня мы расскажем о некоторых таких творческих объединениях.

Идет-съемка

 

«Wizart Animation»

Об этой студии заговорили с декабря прошлого года, когда на большие экраны вышла та самая отечественная «Снежная Королева». Техническая сторона мультфильма, от эскизов персонажей до анимирования, практически целиком была выполнена воронежскими мультипликаторами.

«Мы можем объективно оценить качество мультфильма, графику, эффекты, персонажей. Есть над чем работать, и мы работаем. Конечно, продукции студии «Pixar» наш мультфильм будет сильно уступать. Но в России технически более сложного и удачного проекта еще не было» – рассказывает Алексей Богатырев, ведущий модельер персонажей, директор школы «Wizart Animation» при ВГУ.

Действительно, право на показ мультфильма приобрели более 25 стран. Одновременно с российским прокатом «Снежную королеву» посмотрели в Латвии и Украине.

Однако, «Снежная Королева» была создана в Воронеже не на пустом месте.

Фактически, студия под разными наименованиями существует более десяти лет, но переквалифицировалась лишь на производство анимационных фильмов студия не так давно.

«Мы решили занять нишу, которая была свободна, – объяснил Алексей Богатырев. – В мультипликации тогда наблюдался огромный провал. В то время, как «Дисней» выпускал великолепные полнометражные мультфильмы, а студия «Pixar» лидировала среди 3D, в России создавались лишь редкие авторские работы».

Так появилась компания «Inlay Film». Первым полнометражным проектом компании стал мультфильм «Последний человек Атлантиды», по мотивам романа Александра Беляева. Мультфильм пока еще только готовится увидеть свет.

После окончания работы над мультфильмом продюсеры поменялись и теперь уже студия с названием«Wizart Animation» приступила к созданию «Снежной Королевы».

Алексей Богатырев так рассказывает об этом: «Мы работали над мультфильмом приблизительно два с половиной года. Старались выкладываться по полной, но иногда не хватало времени и ресурсов, приходилось что-то упрощать. У нас не было наследственной связи с «Союзмультфильмом», пришлось перенимать что-то у Запада. 3D мультфильмы можно скорее назвать революцией российской мультипликации, чем эволюцией»
Помимо работы над новыми мультфильмами, «Wizart Animation» совместно с воронежским университетом создали школу анимации. Курсы проходят на факультете компьютерных наук, составляют всего два месяца и дают базовый уровень знаний. Но уже в первые дни подачи заявок образовался конкурс – три человека на место. Со временем курсы будут усложняться, а «лучшие руки» получат возможность работать в студии.

 

«Аниматик»

01

В сентябре прошлого года в Воронеже стартовал фестиваль «Аниматик». Фестиваль продлится год. Его задача – объединить талантливых мультипликаторов, операторов, художников, музыкантов, и подвигнуть их на создание собственных проектов. На протяжении работы фестиваля в кафе «iDa» проводятся семинары, лекции и мастер-классы по написанию сценариев, дизайну, анимации. Так, например, семинар по моушен-дизайну (дизайн видеоматериалов) вел Илья Старилов, занимавший в свое время должность ведущего теледизайнера на канале «ТНТ-Губерния», а позже – на первом альтернативном канале «A-one». А мастер-класс по съемке мультфильма в технике перекладной анимации проводили руководители детской студии экранного творчества «Телескоп» Елена Волкова, и Сергей Болгов.

«Мы много лет занимались иллюстрацией, анимацией, видеосъемкой и сейчас решили сделать творческий проект, – рассказывает Лев Бойко, продюсер фестиваля. – В Воронеже очень много талантливых людей: кто-то занимается видеосъемкой, кто-то иллюстрацией и анимацией. Но, к сожалению, их творения часто так и остаются в недрах жесткого диска»

«Мы хотим помочь талантливым людям разного возраста воплотить свои проекты, научить их чему-то и чему-то научиться у них», – добавляет Леонид Блюммер, куратор проекта.

Тут необходимо рассказать о самих организаторах фестиваля. Оба они воронежцы.

Лев Бойко – руководитель студии «Grafit», которую он организовал вместе с группой воронежских художников. Возможно, вы ничего не слышали о студии. Но, скорее всего, вы могли видеть ее многочисленный работы на обложках шедевров отечественной фантастики или в оформлении компьютерных игр «EA games».

Леонид Блюммер – участвовал в создании многих популярных музыкальных клипов. В том числе, мультипликационного образа певицы под псевдонимом «Глюкоза». Это была серия остросюжетных компьютерных мультфильмов, пародирующие американские боевики, где бойкая девушка с катаной сражалась против вражеских толп. Благодаря этим клипам певица в свое время и обрела популярность.

 

«Чайка-Стайка»

Сказать, что семейная анимационная студия «Чайка-Стайка» – явление неординарное, значит, не сказать ничего. Многодетная семья со звучной фамилией Чайка из села Урыв-Покровка Воронежской области, начинала в 2006 году с любительских пластилиновых мультфильмов. Со временем детское увлечение переросло в искусство.

«Студия росла творчески, участвовала в мастер-классах известных российских аниматоров Ю.Норштейна, А.Петрова, студии «Пилот», принимала участие во всероссийских и международных конкурсах экранного творчества детей» – рассказывает Елена Чайка, художественный руководитель семейной студии.

В 2007 году студия получает диплом «Приоритетный национальный проект «Образование».

Накопленный опыт позволяет студии давать мастер-классы, участвовать в программах для многодетных семей, помогать в реабилитации безнадзорных детей.

В основы мультфильмов ложатся басни, сказки собственного сочинения, исторические события, легенды.
«Рост творческого потенциала студии и становление духовной зрелости ее участников требовали реализации в более масштабных проектах. Так сформировалась идея проекта «Мифы народов мира глазами детей» – поясняет Елена Чайка.

В конце 2010 года студия «Чайка-стайка» совместно с сухумским Домом юношества создает профессиональный мультфильм «Рождение Героя» по мотивам нартского эпоса.

За абхазским опытом последовал совместный проект с Сербией и работа над мультфильмом «Битва за Косово».

 

«Телескоп»

Студия экранного творчества «Телескоп» – это первая в Воронеже детская студия анимации. Инициатором создания студии стала Елена Волкова. Именно ее увлечение пластилиновой анимацией послужило началом проекта. Он был одобрен арт-группой «Квадрат», поддержан Фондом Культурных инициатив, и в октябре 2011 года студия провела первые занятия. Сейчас в студии преподают пластилиновую анимацию, рисованную и анимацию в технике перекладки.

«Студия уже переполнена, – делится заботами руководитель студии, Сергей Болгов, – у нас около семидесяти учеников. И больше десяти ждут своей очереди, чтобы занять вакантное место».

На конкурсе «Петербургский экран», проводившемся ассоциацией непрофессиональных кинематографистов, «Телескоп» получил диплом с отличием.

Сейчас инициативная группа, объединившаяся вокруг студии, готовит почву для нового проекта, посвященного воронежской русской игрушке. Его результатом станет серия мультфильмов, снятых детьми в стилистике традиционных поделок.

«Нас поддерживает и областной департамент культуры, и краеведческий музей. Необходимо также изучить материалы музея керамики в Рамони, липецкого института искусств, где эта тема давно изучается. Сюжетами мультфильмов станут сказки воронежского края, собранные Галиной Ивановной Арефьевой».

По наблюдениям Сергея Болгова, в дальнейшем связать свою жизнь с мультипликацией собираются лишь немногие ученики. Перспективы для них есть и в родном городе, и в обеих российских столицах. Другое дело, что даже в профессиональной мультипликации есть подводные камни:

В ноябре прошлого года, в Москве собирался круглый стол по вопросам анимации. Там выяснилось, что в России не существует профессиональных стандартов к аниматорам. А большинство работников коммерческих анимационных студий выучились в этих же самых студиях.

По мнению Сергея Болгова, наш город вряд ли сможет тягаться с Москвой и Петербургом в технических возможностях. Но для создания уникальной, собственной воронежской анимации все предпосылки, безусловно, имеются. И это радует.

Михаил Супруненко

Об авторе

1 комментарий

  1. светлана опубликовано

    здравствуйте. хотелось бы вам быть полезной . я занимаюсь мелкой пластикой спасибо за ваш труд.

Оставить комментарий