Этот текст мог выйти намного раньше. Например, сразу после того, как в интернете появился первый номер «Лесной газеты». Примерно в то же время ее автор, воронежский художник Илья Долгов, получил грант на развитие своей идеи от программы Центра современной культуры «Гараж». Понять, что такое «Лесная газета», после первого номера оказалось практически невозможно. Сегодня в сети доступны уже три выпуска – на наш взгляд, достаточно, чтобы сделать попытку.
Как
Наверняка читатель может хотя бы примерно представить себе детскую энциклопедию. Ее отличие в том, что с первой страницы она увлекает любознательного ребенка, доступно рассказывая о том, что уже удалось узнать человечеству. Сообщаемым истинам можно не только внимать, но и проверять их. «Понаблюдай», «проведи эксперимент», «сравни» – все эти задания в конце каждой темы как бы говорят: «Следуй за нами. Прочел? А теперь можешь попробовать сам!»
«Лесная газета» (http://forestjournal.org) очень похожа на такую энциклопедию, только для аудитории постарше.
Автор кратко, но точно и ясно рассказывает о своих наблюдениях – без менторского тона или догм. Заметки и выводы по теме перемежаются на странице с фотографиями и зарисовками самого же автора: художник придерживается принципа, что все элементы высказывания – текст или иллюстрации к нему – нужно выполнять самостоятельно. Кстати, этот подход сближает «Лесную газету» и с дневниками естествоиспытателей разных времен.
Все это служит одной общей цели художника – начать исследование современной природы «с нуля», шаг за шагом формируя собственное представление о ней:
«Я увлеченно изучал биологию, теорию систем, экологию, но так и не пришел к нужному ответу на вопрос, что такое природа. Зато Аристотель, Гете и Шишкин приблизились к нему вплотную, и на стыке именно этих дисциплин – натурфилософии, любительского природоведения и искусства – можно попытаться найти искомое. Особенно это актуально сейчас, когда человечество изменило мир, населив его множеством искусственных существ – биологических и технических – и вступило с ними в странные и удивительные отношения. Мы перекроили все ландшафты и пейзажи планеты, а они перекроили нас. «Лесная газета» – это додисциплинарный, несколько наивный подход к изучению мира, и, надеюсь, она сможет стать возможностью заново увидеть природу даже в том, что обычно природой не считается – в железнодорожных линиях, бродячих собаках и так далее».
Но забыть о том, что «Лесная газета» – не полноправный научный труд, а все же предмет современного искусства, не дает одна важная деталь. С самого начала художник честно предупреждает аудиторию: я не ученый, и знание мое личностно – а значит, читателю можно (и нужно) сомневаться в нем. Яркий пример такой персонификации – раздел «События», где автор описывает только те микропроисшествия, которые лично выбрал из собственного же опыта изучения природы:
«Перекати-поле на пожухлой траве между железной дорогой и лесопосадкой»
«Маленькая пегая собачка стоит в серых безлистных кустах»
Весь проект выстроен таким образом, что при помощи только эмпирических способов познания – экспедиции, зарисовки, заметки, творческое воображение – Илья формирует личное представление о природе и предлагает аудитории увидеть этот процесс изнутри и с самого первого шага. Читателю не приходится (как это происходит, к примеру, на выставках) резким прыжком погружаться в систему координат художника, пытаясь понять и принять ее за время работы экспозиции. Илья Долгов идет от обратного, по кирпичикам выстраивая вокруг зрителя собственное знание о природе. К тому же, он предлагает аудитории не пассивно созерцать этот процесс, а лично участвовать в происходящем – например, задавать вопросы или делиться опытом. Таким образом, приписываемый художникам шаблон «я так вижу мир» обретает в «Лесной газете» на редкость реальные очертания.
Кто
Из сказанного раньше могла возникнуть иллюзия, что читатель «Лесной газеты» встретится с односторонним движением «Долгов – аудитория». Это ошибка. Главный вопрос «Что такое природа?», вынесенный автором за скобки, и вытекающая отсюда масштабная цель проекта – заново переосмыслить природу, изучая ее на протяжении определенного времени, – сами по себе предполагают, что говорить будет не один человек.
Во-первых, Илья Долгов работает со своими коллегами, а их взгляды на заявленный выше вопрос различны не только по содержанию, но и по форме высказывания. И здесь свобода слова не ограничена. Можно использовать экспедиции, зарисовки, заметки, фото– и видеоотчеты, аудиозаписи – практически все что угодно, и сколько угодно раз. В опубликованных выпусках уже дали свои ответы художники Алексей Булдаков, Илья Романов и Иван Горшков. И несмотря на то, что реплики очень разные – от аудиозаписи лесной прогулки до анимированных картинок – каждая из них не противоречит системе, которую выстраивает автор проекта, а придает ей дополнительный интерес.
Пункт «во-вторых» опровергает другую иллюзию – что «Лесная газета» для узкого круга коллег Ильи. Позднее в ее работе могут принять участие лесники, аспиранты биологического факультета – все, кто имеют отношение к проблемам современной природы и личный взгляд на них, не говоря уже о более широкой аудитории. По сложившемуся лесногазетному, если вспоминать Бианки, принципу, Илья предлагает читателям присылать письма со своими вопросами и историями, обещая опубликовать самое интересное. Как говорилось раньше, здесь есть и домашние задания – проследить, как мох риччия заполняет поверхность воды, сделать разрез, понаблюдать за принесенными домой живыми существами. Кстати,уже появились и первые отклики – письма читателей, вопросы, репосты.
Что
Три номера, которые уже доступны читателю, – это не разные ответы на заявленный выше вопрос о природе. Они гораздо больше похожи на элементы некоего смыслового паззла и тесно связаны между собой. Так, первый выпуск посвящен зарослям – однородной живой субстанции, обладающей множеством свойств (рябью, к примеру). Главная причина появления заросли – в стремлении природы заполнять пустоты и занимать места. Второй номер ведет читателя уже на следующую ступеньку авторского познания – заросль могут рассекать разрезы. Они, будь то река посреди заросшей долины или тропинка в частоколе густого леса, также обладают рядом свойств – к примеру, дают возможность лучше узнать природу. Третий выпуск продолжает наращивать этот снежный ком, сообщая об осколках – частицах заросли, которые по каким-либо причинам отделились от нее, попали в мир людей и обрели определенный смысл. Позднее, собираясь в армии, осколки возвращаются в заросли. Круг как будто уже замкнулся, поэтому предугадать, какое открытие станет следующим шагом автора и куда направится ход исследования, практически невозможно. Возникает очень странное чувство – и кто знает, может быть, так же, наощупь, пробирались через неизвестный им мир и самые его первые исследователи?
Но «Лесная газета», конечно же, основана на мощном теоретическом фундаменте, который сложился, когда Илья Долгов изучал научный сплав из натурфилософии, искусства и природоведения. Воплотилось это на понятном аудитории языке, который отсылает читателя к ощущениям, впечатлениям, личному опыту и экспериментам. И то, что было неясным в другом контексте или о чем мы никогда не знали,здесь кажется простым, а главное, вполне естественным. Самое важное, что проект художника вовсе не разрушает привычных представлений о природе, да и не стремится к этому – но помогает взглянуть иначе на новую, современную нам природу.
Подытоживая, «Лесная газета» – это не дневник современного естествоиспытателя, не энциклопедия, и, конечно же, не газета. Это все и сразу. И мимикрируя под эти явления, проект имеет самое полное право называться произведением искусства, честно предлагая аудитории гораздо больше, чем просто взгляд художника – его личное представление об окружающем мире, которое было выстроено на глазах зрителя и при его непосредственном участии.
Поэтому разнообразие форм проекта-хамелеона на этом вряд ли ограничится. Скорее, в следующих выпусках он будет открывать все новые и новые смыслы привычных явлений, постоянно расширяться и мутировать, подобно живому организму. Например, как те самые заросли, с которых Илья Долгов и начал повествование, вынеся их в заглавие первого номера.
Предварительный срок работы проекта – год. Планируется, что в конце года выйдет книга, где под одной обложкой будут собраны все номера. Последняя должна стать неким осязаемым итогом исследований и содержать выводы, к которым Илье и его коллегам удастся прийти.Однако финал истории, как отмечает сам художник, останется открытым.
Надежда Конобеевская
Иллюстрация Михаил Супруненко