C 18 по 23 сентября прошел международный фольклорный фестиваль «В славном городе Воронеже…» По инициативе ансамбля «Паветье» и его художественного руководителя Александры Самотягиной, праздник проводится с 2009 года. Для большинства зрителей он ограничивается несколькими яркими выступлениями. Но «за кулисами» скрывается нечто большее.
День города. Памятник Пятницкому. Традиционные костюмы, игрушки, песни. На сцене один фольклорный коллектив сменяет другой. Гала-концерт совмещает в себе сразу два фестиваля: «В славном городе Воронеже…» и всероссийский фестиваль «Игрушка-говорушка».
Поначалу народа немного. Для прохожих концерт – одна из многочисленных праздничных площадок. Но вскоре атмосфера народного гуляния начинает притягивать зрителей. Они слышат родные русские напевы, экзотические калмыцкие и чувашские мотивы, звонкие мелодии европейского средневековья. Слышат и остаются.
Сначала люди просто смотрят на сцену, аплодируют между номерами. Они видят лишь яркое представление. Но часть артистов, ждущих своего выступления, пускается в хоровод, увлекая всех за собой. Зрители становятся участниками действия, подпевают, танцуют. Все преображается, дышит полной грудью, заливаются гусли, гулко басит колесная лира, задорно играет гармоника.
«Что такое фольклорная песня? Это особенная подача, манера исполнения, поведение, обряд, костюм. Она исполнялась за работой или отдыхом. Не было такого, чтобы одни только пели, а другие только слушали. Участвовал каждый», – рассказывает Екатерина Возжаева из ансамбля кафедры этномузыкологии Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова.
Звуки севера слышны в песнях ансамблей «Шордан» (Чувашия) и «Лагань» (Калмыкия). Родные воронежские напевы звучат у «Хохольских Родников», «Волюшки», «Воли», «Паветье». А средневековые мелодии исполняет голландский коллектив Folkcorn, который в этом году отмечает сорокалетие. Александра Самотягина, арт-директор «В славном городе Воронеже», рассказала, что в 2006 году голландцы уже принимали «Паветье» у себя. Праздник дал организаторам возможность отблагодарить иностранных музыкантов, пригласив их в Россию.
Но чтобы хоть немного почувствовать живую традицию, нужно перенестись в предыдущий день фестиваля, когда коллектив из Санкт-Петербурга и голландская группа отправились в Воронежские села, к извилистым берегам Дона.
«Едем в Хохольский район! Это уже традиционно, нас там каждый год принимают как долгожданных гостей. Едем к истокам, откуда «есть-пошла» земля Воронежская, откуда мы черпаем мудрость народную, заключенную в песнях, обрядах, обычаях», – поделилась Александра Самотягина.
На крыльце музея в селе Костенки встречают артистов хлебом, солью и русской песней. Лихо звенит балалайка, песней отвечают и петербургские гости. Голоса текут протяжно, переливаются, накатываются волнами. Иначе звучит голландская песня, остро и звонко отзывается каждый слог.
Гости входят в музей. Археологический музей-заповедник «Костенки» уникален в прямом смысле – стоит на костях. Здание построено над одной из древнейших палеолитических стоянок наших далеких предков. В центре музея – углубление. Там фундамент хижины древнего человека, сложенный из мамонтовых костей. Вот стоит макет чучела могучего мамонта, в другой стороне зала – стенды с поделками из мамонтовой кости, бусины, женские фигуры (палеолитические венеры). Их кремниевым ножом высекал из бивня первый житель этих земель более 20 000 лет назад. Смог бы современный человек выжить в тех условиях? А ведь боролся и выживал. На этом фоне еще острее воспринимается следующая встреча с прошлым – посещение мемориала павшим в Великой Отечественной войне.
Ребята кладут гвоздики к гранитным плитам, внимательно читают списки погибших. «Только русские ищут свои фамилии на мемориальных плитах», – шепчет девушка подруге. Фамилия как бы сближает с незнакомым, сражавшимся здесь, бойцом.
На одном из памятников крупными золотыми буквами выложена строчка Роберта Рождественского: «О тех, кто уже не придет никогда, заклинаю, помните!»
Еще на пути в Гремячье встретилось гостям венгерское военное захоронение с угловатым высоким мавзолеем.
Из Гремячьего автобус направляется в Устье. Бегут за окнами ПАЗика простые пейзажи: поля, пологие холмы; приземистые, подернутые охрой, деревья. А вот отдыхают в поле трое деревенских мужиков, точно копируя «Охотников на привале». Артисты решают сфотографироваться на фоне живописного Дона. Как же были удивлены «охотники», когда перед ними предстали девушки в платках и сарафанах, парни в рубахах, подпоясанных кушаками. Эта простая одежда ничем не напоминает пышные эстрадные костюмы, которые выдают за народные с экранов телевизоров. Участники фестиваля будто всегда жили здесь, а сейчас, приодевшись, решили прогуляться на ярмарку в соседнее село.
«Военное кладбище видели? Не наше, – спрашивают парней в селе Устье, – Венграм. Мадьярам. Не должны такие памятники стоять там, куда венгры пришли захватчиками. Отцу четыре года исполнилось, его в пинки гоняли, сироту. Немцы стояли – было еще ничего. Венгры пришли – все!» Ребята, студенты старших курсов и выпускники консерватории, пытаются возразить, что в Вене, да и по всей Европе тоже есть памятники нашим солдатам. Но непросто сравнить свои братские могилы с чужими.
В каждом селе идет обмен песнями. Гости поют, им поют в ответ. Отбивают каблуками дробь. Поют в ожидании, по пути из автобуса к дому культуры, поют за богатым угощением. Песня идет будто бы сама собой, как музыкальная тема в фильмах. Старинные слова сначала кажутся неразборчивыми, чужими. Но не успеваешь заметить, как начинаешь тихонько подпевать.
«Я не могу сказать, что это возрождение народной культуры. Но это возрождение интереса к народной культуре. Надо только понимать, что сам по себе он не рождается. Это работа, большая и трудная работа, которая наполняет всю жизнь! И есть люди, которые так живут. Живут для того, чтобы нить, связывающая времена, не прервалась, чтобы она была прочной и чтобы в тяжелые минуты отчаяния каждый мог ухватиться за нее, – делится своими мыслями Александра Самотягина. – Посмотрите на участников, студентов. Ведь в какой-то степени эта нить лежит и в их руках. Нам всем нужно держаться друг за друга».
Подпевали, кстати, не только российским коллективам. Вместе с голландским квартетом исполнили заразительную шуточную песню, рассказывающую вот о чем: злодей-великан явился в голландскую деревушку и находчивые жители кормили его до тех пор, пока супостат не лопнул. А в припеве, который полюбился так, что его напевали до конца фестиваля, великана убеждали уйти подобру-поздорову. Средневековая музыка уносит в рыцарскую эпоху, к мрачным замкам и светлым деревушкам, к шумным городам с мощеными площадями. Исполнители одеты как менестрели того времени.
Возвращались в Воронеж уже по темноте. Разумеется, с песнями, которые переплетались друг с другом. О девушке, что выходит замуж не по любви, о суровом мужике, невинно осужденном на сибирскую каторгу, о непростой русской жизни.
Концерт последнего фестивального дня прошел в большом зале Воронежской государственной академии искусств. Зрители узнали немного больше о том, как в трудных этнографических экспедициях добывается фольклорный материал.
Галина Лобкова, завкафедрой этномузыкологии Санкт-Петербургской консерватории, руководитель петербургского коллектива рассказала, что именно с зимней экспедиции в Архангельскую область и началась история фольклорного ансамбля консерватории. По дневнику Наташи Светличной, одной из участниц той экспедиции, и была построена программа концерта:
«Вторая зимняя экспедиция, снаряженная во время правления нашего Михалыча, (А.М. Мехнецова) началась 28 января 1978 года. Куда едем? На реку Устью, которая впадает в Вагу, до этого три раза сильно изогнувшись, и как бы этого не желая. В первой южной петле находится Дмитриевщина, куда и решено добраться. Во второй северной петле – Бестужево, с падающей красавицей деревянной церковью, а в конце пути, в устье реки Устьи – Благовещенск. Зачем едем? Знамо дело, за песнями. Добыть, или обратно не быть».
Так, по крохам, в путешествиях и экспедициях ищут, собирают и приумножают настоящую народную культуру. Выторговывают в глухих уголках несметное богатство – ветхую домотканую рубаху, праздничный пояс с неповторимым рисунком – и записывают столь же неповторимую песню – главное сокровище. Спасают все это от времени, чтобы вместе со зрителями вновь вдохнуть в него жизнь.
Михаил Супруненко
Фото Ольга Табацкая