За бороду притянули! | «Время культуры»

За бороду притянули!

0

В областной художественный музей имени Крамского 26 января пришел вести экскурсию по фотовыставке «Неизвестный Солженицын» настоящий Дед Мороз! Кажется, именно он в Новогоднюю ночь дарил детям подарки, а сейчас праздник закончился, начались будни, нет парадной красной шубы и волшебного посоха… В общем, одежда на нем совершенно обыкновенная, как у любого городского жителя. Это Николай Васильевич Ледовских, известный «солженицыновед».

IMG_9975-copy

 

Герой тысячи эпизодов

И, действительно, совсем недавно он был Дедом Морозом, правда, только лишь в рекламе одного известного оператора сотовой связи.Снимался вместе с Николаем Валуевым. Это не единственная его роль, их настолько много, что следует рассказать отдельно о кинокарьере Николая Васильевича, в которую нашего героя, по его же словам, «за бороду притянули».

В 1971 году с первым студенческим стройотрядом он оказался на Сахалине, на склоне горы Российской; условий для бритья тут особо не было, многие в отряде отпустили бороды. А когда местные друзья-художники бороду немного подправили — оказалось, что она Николаю Васильевичу очень идет, так он с ней и остался, сказали, что она Николаю Васильевичу очень идет – так он и остался с бородой. С 71-го года сбривал ее только 4 раза, но потом все равно отпускал. Как оказалось, не зря.

О кинокарьере Николай Васильевич никогда всерьез не задумывался. Однако в октябре 2004-го на дне рождения у одной знакомой Николай Ледовских оказался за столом рядом с ее подругой – актрисой мосфильмовской массовки. В разговоре веселья она поинтересовалась, чем он занимается. Николай Васильевич признался тогда, что неожиданно образовался вакуум в работе, он не у дел. «Нам очень нужны мужчины с бородами, – сказала она, – на «Мосфильме» начался грандиозный проект». Это режиссер Николай Лебедев приступил к съемкам фильма «Волкодав» по одноименному роману Марии Семеновой. Елена Леонова – так звали ту «даму справа» – дала Николаю Васильевичу телефон бригадира массовки.

Созвонились в тот же вечер, и уже к 7 часам следующего утра наш герой был вызван на проходную студии.
Две недели 12-часовых смен без выходных, в экзотических одеждах IX-го века, в сказочном городе Галераде, специально построенном на территории киностудии ровно для этого фильма – Николай Ледовских провел это время с интересом, все было вновинку: и съемочный процесс, и часто сменяемые одежды, и общение с бывалыми массовщиками. Благодаря одному только этому фильму, Николай Васильевич собрал минимум пять портретов разной типажности в свой актерский альбом.

Киноактерская жизнь увлекла Николая Ледовских на шутку, в этом году 11 октября будет юбилей – 10 лет карьеры артиста. Бывает иногда по 2–3 приглашения на день, и случается дилемма – кого бы не обидеть. А обидчивых много, раз откажешься – не жди потом приглашений.

Тем не менее, когда на кастингах или кинопробах заходит речь о послужном списке, Николай Васильевич не перечисляет нашумевшие названия телесериалов и полнометражных фильмов. Это сделать сложно, ведь их количество перевалило за четыре сотни. Среди них «Ночной Дозор» Тимура Бекмамбетова, «Generation П» Виктора Гинзбурга , «Есенин» Игоря Зайцева. Николай Ледовских озвучивает такую статистику: за десять лет сыграно 6 царей, 18 бомжей, 20 профессоров и 71 священнослужитель. А уж разных крестьян, рабочих, охотников, рыбаков, сторожей и просто дедушек – учету не поддается. «Бородатая» внешность создает особую типажность.

В фильме «Жара» он был в образе царя на Красной площади. Не какого-то конкретного, а того, ряженого, с которым туристы фотографируются. Режиссер придумал целую сцену, а в фильм вошел миг в полторы секунды: наш бородач надевает корону – масштабно, царственно, во весь экран! Его друзья, смотревшие этот фильм в кинотеатрах, вскакивали и кричали: «Васильич! Это наш Васильич!»

После данного небольшого эпизода Николай Ледовских не может спокойно пройти по Красной площади. Его останавливают те самые ряженые исторические персонажи, чтобы сфотографироваться. Удивительно, ведь обычно туристы с фотоаппаратами не дают им проходу.

К своей кинокарьере Николай Ледовских относится как к увлекательному хобби. Но это еще и хорошее подспорье к пенсии: если бы не съемки, то выживалось бы трудно.

 

Самобытный историк

Ведь основным занятием Николай Васильевич считает «солженицыноведение». На выставке «Неизвестный Солженицын» впервые были представлены цветные фотографии Александра Исаевича и его первой жены Натальи Алексеевны Решетовской. Снимки второй половины 60-х годов прошлого века – и цветные!

Фотовыставка показывает лауреата нобелевской премии с необычной стороны, мы можем наблюдать его в повседневности семейной жизни. Но быт, разумеется, переплетается с творчеством и путешествиями. Вот Солженицын работает за самодельным столиком в белой рубашке, шортах и шлепанцах, над его головой – ветви деревьев, а под ногами – высокая трава вместо ковра.Небольшой пожар у ног Александра Исаевича на другой фотографии – костер из рукописей. Написанное его рукой сразу же сжигалось, как только переводилось на машинопись. Нет ни одной странички рукописного текста, ни полстранички даже, ничего – все предавалось огню. А машинописные тексты не подписывались, Солженицын считал, что таким образом нельзя будет установить его авторства.

Александр Исаевич был заядлым путешественником. В студенческие годы с другом Николаем Виткевичем он проплыл на лодке по Волге от Казани до Самары. На велосипеде прокатился по Крыму, Украине, а с первой своей женой Решетовской – по Центральной России: Владимирской, Ярославской, Рязанской, Тульской областям. Когда он приобрел автомобиль «Москвич», стал уже на нем устраивать вояжи по Центральной России, Украине, Прибалтике. И много снимал, потому что относился к своему увлечению фотографией серьезно.

На протяжении 10 лет Ледовских был литературным помощником Натальи Алексеевны. Знакомство произошло в начале 90-х. Редактируя газету первой Демократической партии России, Николай Васильевич готовил тогда пилотный номер партийного журнала «Пролог». На обложку хотелось поместить хороший портрет Солженицына, а где такой взять в те годы? И вот один из «друзей-демократов» сказал, что он знаком с первой женой Солженицына, у которой можно такой портрет выпросить. Они созвонились с Решетовской и удачно напросились в гости – портрет было трудно выбрать среди невообразимого количества фотографий. Но журнал так и не вышел. А друг как раз сообщил, что был у Решетовской, та в плачевном состоянии: почти потеряла зрение, ей нужен литературный помощник.

После смерти Решетовской Николай Васильевич переключается на кино, не оставляя свое «солженициноведение». Сейчас он один из ведущих историков-биографов знаменитого писателя: создал 3 музея – в рязанском колледже Музей рассказа Солженицына «Для пользы дела», под Владимиром дом-музей «Матренин двор» и в Мезиновской школе, где преподавал Александр Исаевич. Теперь одна из основных задач – восстановить дачу Александра Исаевича в Борзовке. Сейчас Николай Ледовских возит по стране фотовыставку «Неизвестный Солженицын». В Рязани, во Владимирской области, в Пензе, в Самаре – везде, где бывает, Николай Васильевич сеет то зерно, благодаря которому вырастает дополнительная мотивация у местных культурологов и литературоведов начать заниматься Солженицыным вплотную – все условия ныне для этого есть. Пензенская областная библиотека и городская библиотека Гусь-Хрустального уже открыли у себя «Солженицынские залы».

Это и серьезное подспорье старшеклассникам и студентам, изучающим произведения Солженицына, которые вошли в литературную программу. Да и тем, кто открывает Солженицына впервые, полезно прочувствовать значимость фигуры писателя, о котором они много слышали, но мало что знают и понимают.

Николай Ледовских предлагает открыть зал Солженицына в Воронеже. По двум, наверное, причинам. Во-первых, очень хочется. Во-вторых, фотографии и материалы о писателе должны работать вовне, а не пылиться в архивах. Важно сказать, что второго октября 2014 года будет 20 лет со дня первого приезда Солженицына в Воронеж. Чем не повод?

Клеменция Булахтина
фото Владимир Петрихин

Об авторе

Оставить комментарий