Ее исполнительский диапазон огромен и основан на экспрессивной виртуозности, тонкости эмоциональных переходов, мощном темпераменте. Если ко всему этому добавить создание Ансамбля OPUS POSTH с его уникальными творческими проектами – перед нами развернется огромное художественное пространство, система координат которого связана с самыми главными и важнейшими кульминационными точками истории музыкального искусства последней четверти ХХ – начала XXI веков. Живая легенда, встречу с которой ожидаешь, без преувеличения, с неким священным трепетом!
Имя Татьяны Гринденко, блистательного музыканта современности, не просто широко известно в России и за ее пределами. Оно обрело статус легенды ХХ века. Гринденко посвящали свои сочинения Альфред Шнитке и Луиджи Ноно, Арво Пярт и Валентин Сильвестров, Владимир Мартынов и Иван Соколов. В ее творческой биографии – победы на самых престижных профессиональных международных конкурсах (имени Чайковского, имени Венявского), сольные выступления с лучшими филармоническими оркестрами мира – Вены, Берлина, Бруклина, Лос-Анджелеса, Милана, Рима, Москвы, Санкт-Петербурга. История мировой музыкальной культуры хранит свидетельства вдохновенного творческого сотрудничества Татьяны Гринденко с Кириллом Кондрашиным, Геннадием Рождественским, Юрием Темиркановым, Владимиром Федосеевым, Владимиром Ашкенази, Мстиславом Ростроповичем, Юрием Башметом, Гидоном Кремером, Александром Любимовым…
Но тут как раз и начинается самое интересное, поскольку непосредственное соприкосновение с личностью такого масштаба разрушает все возможные и ожидаемые представления. Творческую биографию Гринденко давно принято разделять на периоды. Но каждому периоду предшествует некое событие, почти знамение: потрясение от аутентичного исполнения «Страстей» Баха (дирижер – Николаус Арнонкур), за которым последовало практически погружение в молчание, некое отшельничество, творческие искания в составе рок-групп «Бумеранг», а затем – «Форпост», служба в качестве регента в церкви, десятилетие запрета на публичные выступления и выезд за границу. И такой невероятный темпо-ритм жизни музыканта в течение немногим более 10 лет становится понятен теперь. В этом смысле Гринденко, как гениальный человек, всякий раз бесстрашно начинала с нуля, с открытия нового. Она являет собой художника разомкнутого времени и пространства, большого пространства, в котором она – всегда в центре. То, что Гринденко предложила в искусстве, до нее практически не делал никто.
Чтобы понять феномен этого удивительного музыканта, необходимо изменить собственную оптику восприятия времени, понимания искусства, культуры, основ жизни. Здесь недостаточно линейно-исторического окуляра, требуется некое «четвертое измерение». В чем оно заключено? – В каком-то невероятном ощущении внутренней и творческой свободы Татьяны Гринденко, за которой просматривается целостная личностная художническая концепция.
Внутренняя свобода обретена Татьяной Гринденко, как представляется, не только силой ее таланта, но и мощными процессами осмысления, анализа происходящего, жесткой системой самоорганизации и одновременно – невероятной открытостью. Вся ее сущность пронизана такой колоссальной энергией служения искусству, которая способна преобразовывать мир вокруг себя.
Действенная сила этой энергии была ясно видна во время проведения мастер-класса со студентами Воронежской академии искусств. Пятидневная программа – ежедневная, скрупулезная работа по строгому расписанию. Ее работоспособность и творческий запал вызывали восхищение и невероятный эмоциональный подъем. За каждым наблюдением, замечанием, обращением к деталям – огромная любовь к музыке, профессиональная требовательность, отточенность мысли в постановке задач. Все было подчинено главной цели – помочь студентам обрести новые возможности, освоить незнакомые приемы, раскрыть мир новой музыки. Поразительным было преображение студентов – их лучистые глаза и трепет радости от ожидания совместной игры с мастерами воспринимались как чудо обретения бесценного художественного опыта. На итоговом концерте участники мастер-класса представили произведения композиторов эпохи барокко Генриха Бибера и Иоганна Шмельцера, а затем – сочинение американского композитора-минималиста второй половины ХХ века Терри Райли. Такой принцип формирования концертных программ, в которых объединяются сочинения старинной и современной музыки, может представлять определенные трудности для студентов, но для Татьяны Гринденко он является определяющим, соответствующим ее пониманию духа творческой свободы.
Именно так была выстроена концертная программа Ансамбля OPUS POSTH в Воронежской областной филармонии, ставшая большим событием для города. В самом названии концерта – «Хорошо темперированная красота» (Х.Т.К.) – был заложен некий смысловой диалог с эпохой Иоганна Себастьяна Баха и его открытием – «Хорошо темперированный клавир» (Х.Т.К.). По мысли Татьяны Гринденко, это название скрывает за собой исчезающие, еле уловимые представления человека о потерянном рае. Сочинения Корелли, Баха и произведения Гласса, Ксенакиса, Мартынова составили те полярные горизонты художественного пространства, в пределах которых слушателям представилась возможность найти свои пути обретения красоты и гармонии в мире искусства. В основе этой концепции – осознание необратимости процесса изменения фундаментальных принципов композиторской музыки и рождение нового пространства музицирования, в котором могут быть объединены такие разные стилевые пласты музыки – мир старинной музыки и искусство новейшего времени. Татьяна Гринденко и музыканты Ансамбля OPUS POSTH аккумулируют в своем творчестве тонкое понимание аутентичности, исторической стилевой достоверности и новые формы выразительности, находящиеся на пересечении разных видов искусства и мультимедийных технологий. Поэтому Ансамбль OPUS POSTH совершенно виртуозно и свободно обращается к самым разным жанровым формам музыки – от кончерто-гроссо и раннеклассицистской оперы до современного перфоманса или эстетической провокации.
Если позволить фантазии перевести художественную вселенную Татьяны Гринденко в визуальные, пластические образы, то эта вселенная предстает в облике собора La Sagrada Familia Антонио Гауди, уникальность которого заключена в гармоничном сосуществовании разных эпох, в соединении времени вечного и времени изменяющегося, практики повседневной жизни и откровения высокого искусства. Устремленные ввысь к небесам вершины собора подобны готическо-барочным столпам искусства Татьяны Гринденко. Оно обращено одновременно и к духовному наследию прошлого, и к открытиям настоящего, возвращая современному человеку тем самым свой вселенский смысл и ощущение вовлеченности в высший, космический порядок.
Ольга Скрынникова
Фото Ольга Табацкая
1 комментарий
Ольга Табацкая, вы очень талантливы!