Хозяин морей на родных берегах

0

О том, что «Воронеж – колыбель русского флота», знает каждый житель города, как, наверное, и каждый гость, но вот дальше этой красивой фразы обычно дело не заходит. Причина, в общем-то, всегда одна: «колыбелью» столица Черноземья долгое время была лишь на словах, ибо никаких более или менее ярких памятников, посвященных этой странице прошлого нашего города, не было, а все очевидцы почили еще лет двести пятьдесят-триста назад. Так что все заканчивалось примерно так: «Ну, колыбель – так колыбель, как скажете. А вот в Питере…» И не только в Питере, но и в Москве, и в Нижнем Новгороде, и в Суздале…Где только чего только нет! Теперь же в Воронеже появилось место, которое может рассказать о тех славных временах, когда Петр I приказал строить здесь первый российский регулярный флот. «Морским судам быть!..» – таково было постановление императора, и с этой фразы началась история «колыбели».

DSC_1358

Спустя 314 лет воронежские воды вновь рассекает величественный парусник – точная копия линкора петровских времен «Гото Предестинация» («Божье предвидение»), построенного на местной верфи в 1700 году. Это прекрасное судно будет служить одновременно и плавающим музеем, и украшением города.

Три года назад губернатор выступил с инициативой создания копии первого русского линейного корабля. Это важное дело доверили судостроителям из Павловска и Петрозаводска. И вот наконец мы можем увидеть, что из этого получилось.

Открытие состоялось 27 июля, в день Военно-морского флота. В 11 часов в Успенском храме митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил божественную литургию и освятил Андреевский флаг, который позже был вручен вместе с иконой Святителя Митрофана капитану корабля Игорю Колдуненко, чтобы отныне эти дары всегда находились на судне. Затем был совершен крестный ход: владыка Сергий, губернатор Воронежской области Алексей Гордеев и жители города проследовали к месту стоянки линкора, где митрополит окропил его святой водой.

Светскую часть празднования открыл… Петр I. Не только «Гото Предестинация», но и ряженая копия ее главного создателя предстали в этот день перед горожанами. «Царь» зачитал указ о создании на воронежских водах регулярного флота, из пушек был дан торжественный залп, и на сцену вышли люди, которые сделали все это возможным – Алексей Гордеев и Надежда Маринкина, генеральный директор Павловского судостроительно-судоремонтного завода. Они поздравили жителей с этим знаменательным событием и по традиции разбили о борт корабля бутылку шампанского.

Закончилась официальная часть поднятием Андреевского флага, залпом с корабля, красочным салютом и запуском воздушных шариков, повторяющих цвета российского флага. После этого линкор отправился в свое первое плавание, взяв на борт людей, строивших его.

DSC_9939

Внешний вид «Гото Предестинации» восстанавливали по сохранившимся описаниям и изображениям тех лет. Наиболее точно предан облик корабля на акварели Питера Бергмана 1705 года. О внутреннем же убранстве сохранилось мало сведений, однако доподлинно известно, что капитанская каюта была отделана орехом, и, когда оказываешься на борту линкора и попадаешь в это помещение, сразу чувствуешь теплый нежный аромат орехового дерева, а уже потом замечаешь латексный манекен Петра I, восседающего за большим столом. На стенах – картины голландского мариниста Корнелиса Врома и гравюры Алексея Зубова, посвященные первым победам русского флота. Здесь же представлено спальное место, комод и вещи, необходимые каждому капитану, такие, как глобус и карты.

Идем дальше и оказываемся в кают-компании, светлой и просторной. В гамаке расположился латексный матрос, отдыхающий после вахты с оловянной кружкой в руке. Рядом с гамаком – чан с песком, который ставился под свечи. Это помогало предотвратить пожар: если свеча падала, то не на деревянный пол, а в песок, как и воск, оплавлявшийся с нее. У современной «Гото Предестинации» из дерева только оболочка, а корпус сделан из металла; корабль ходит на дизельном топливе и отвечает всем требованиям безопасности, паруса же играют декоративную роль.

В XXI веке не женщина на корабле к беде, а шпилька и мини-юбка. Ступеньки на батарейную палубу и в трюм по-морскому крутые и могут стать настоящим испытанием для представительниц прекрасного пола, решивших взойти на борт на высоких каблуках и в короткой юбке. Но мучения будут вознаграждены сторицей, ведь на этих уровнях корабля посетителей ожидает батарейная палуба и трюм.

DSC_0177

На батарейной палубе воспроизведены условия, характерные для начала XVIII века. Вдоль борта располагаются исторические муляжи 14 двенадцатифунтовых пушек. На оригинальном корабле их было 26. Каждую пушку обслуживало порядка трех человек. В другом конце палубы – механизм для поднятия якоря. Ночью все помещение превращалось в большое спальное место: сто человек экипажа спали здесь в гамаках прямо среди орудий.

Спускаемся ниже, в трюм. Здесь гости музея смогут как получить представление о быте на корабле, так и познакомиться с историей петровского флота. Основная экспозиция располагается именно здесь. Это копии памятных медалей, оружие, манекены обер-офицера Семеновского полка и унтер-офицера Преображенского полка, а также латексные изваяния гренадера Фузилерного морского полка и матроса гребной команды.

Центральную часть трюма представляет собой диорама морского сражения: четыре русских корабля атакуют турецкую галеру. Диорама еще не закончена, вскоре ее дополнят мелкими деталями, и к сентябрю она будет полностью готова. В данный момент идет подбор большинства экспонатов музея. Будут добавлены мебель и бытовые предметы, а также расширится экспозиция, рассказывающая историю российского флота.

DSC_0126

Бытовая часть трюма показывает другую сторону жизни корабля. Здесь хранились запасы продовольствия: клетки с живой птицей, поросята, мешки с крупами, овощи, бочки со снедью. Сразу бросается в глаза большая печка. Она была сложена в наши дни, но зато из кирпича XVIII века, который остался от фундамента уже давно не существующего здания. Рядом обеденный стол для матросов и муляж огромной тыквы. Не хватает только бутылки рома для полноты картины, но традиции употреблять этот напиток у русских моряков как раз таки не было.

В 1711 году после неудачного Прутского похода России пришлось вернуть Азов Османской империи. «Гото Предестинацию» и еще три российских корабля продали Турции. Судно переименовали, и оно прослужило в Эгейском море под флагом государства, для борьбы с которым когда-то строилось, до 1718 года, после чего было вновь продано, но уже на слом.

На создание исторического линкора ушло порядка двух лет. Достоверно известно, что Петр I персонально подготовил чертежи корабля и непосредственно участвовал в изготовлении отдельных деталей. Корабль строили русские мастера. Эта традиция была соблюдена и при постройке современной копии, которая, к слову, сегодня стоит на том самом месте, где была спущена на воду в 1700 году: петровская «Гото Предестинация» строилась на Чижовской верфи, тянувшейся от Адмиралтейской, ныне Успенской церкви до Вогрэсовского моста.

Корабль может развивать скорость до 6 километров в час. Маршрут пока очень короткий – вокруг Петровского острова и обратно. Линкор будет выходить в акваторию по большим праздникам. Ближайший из них – День города. Примерно тогда же корабль-музей будет открыт для широкой публики.

Эпоха котенка с улицы Лизюкова осталась в прошлом. Отыне туристическим центром города станет «Гото Предестинация». Возможно, со временем на Адмиралтейской площади появится целый музейный комплекс, посвященный петровским временам и российскому военно-морскому флоту. Красавец-корабль будет гордо рассекать воронежские воды, радуя жителей города и его гостей, а на суше откроют свои двери павильоны с экспозициями, посвященными истории отечественного судостроения, а также города, который положил начало российскому регулярному флоту.

DSC_0044

«Мы очень хотели бы, чтобы «Гото Предестинация» стала главной достопримечательностью Воронежа, – поделился Алексей Гордеев с журналистами, – чтобы не только воронежцы, но и гости нашего города могли посетить корабль и вспомнить, как наша страна развивалась и становилась мощным государством благодаря русским мастерам. Сегодня страна отмечает День военно-морского флота, и мы специально приурочили к этому празднику пуск на воду «Гото Предестинации». Я всех сердечно поздравляют с праздником. Слава русским морякам!»

Алена Радевич
фото Евгений Срибный

Если за корпус корабля и его механическое оснащение отвечали судостроители Павловска и Карелии, то заботы о внутреннем наполнении перепоручили воронежскому Краеведческому музею.
«Для нас это крайне необычная задача, — делится директор музея Елена Вычерова, — обычно мы занимаемся сбором и хранением старинных вещей, а этот проект предполагает изготовление новых. «Гото Предестинация» не музей в классическом понимании — это аналоговая экспозиция. На корабле нет ни одного оригинального предмета. Вещи и предметы конца XVII и начала XVIII веков – большая редкость для Воронежа, как и для России в целом».
В работе над проектом Краеведческому музею помогали мастера из «Студии Александра Иванюшина», которые являются авторами и исполнителями части экспозиции.
«В случае с «Гото Предестинацией» нам пришлось заниматься реконструкторской деятельностью, — рассказывает Александр Иванюшин, – совместно с Краеведческим музеем мы разработали эту экспозицию: что где будет стоять, как называться и так далее. При создании экспонатов нам пришлось выйти за рамки Воронежа, так как здесь не оказалось мастеров, которые могли бы воплотить то, что было нужно. Мы обратились к мастерам из других городов, а также к опыту мировых музеев. Восковые фигуры нам делали ребята из «Мосфильма», одежду и экипировку помогали создавать исторические реконструкторы, которые раннее сотрудничали с музеями Америки, Голландии и других стран. Все выполнено очень качественно и интересно».
Большинство экспонатов сделано по старинным технологиям. Скрупулезность и внимание к деталям проявляются на всех уровнях. Александр Иванюшин приводит пример: «Вот есть пуговица с золочением. Мы выясняем, как она выглядела, какой она была формы. И только потом мастер делает эту пуговицу, а реконструктор затем пришивает ее к кафтану». При этом элементы одного костюма могли создаваться разными мастерами в различных городах, а затем в Воронеже их уже соединяли воедино.
«Мы также работали совместно с художником Натальей Алексеевской, которая занималась декоративным оформлением экспозиции. Очень многие вещи получились благодаря ее инициативе и фантазии», — добавляет Елена Анатольевна.
В музее был создан специальный отдел, который обеспечивает функционирование выставочной экспозиции корабля-музея – «История создания Российского флота».
«В России есть 27 кораблей-музеев. Это и всем известный крейсер «Аврора», и ледокол «Ангара» в Иркутске, но в этих случаях сами корабли и все их оснащение уже являются музеями, ведь это бывшие действующие суда. У нас же совершенно уникальный проект. Во-первых, это XVIII век, во-вторых, это движущееся судно. Такого ни в России, ни на территории стран СНГ нет», — подводит итог Елена Анатольевна.

Об авторе

Оставить комментарий