О том, что «Воронеж – колыбель русского флота», знает каждый житель города, как, наверное, и каждый гость, но вот дальше этой красивой фразы обычно дело не заходит. Причина, в общем-то, всегда одна: «колыбелью» столица Черноземья долгое время была лишь на словах, ибо никаких более или менее ярких памятников, посвященных этой странице прошлого нашего города, не было, а все очевидцы почили еще лет двести пятьдесят-триста назад. Так что все заканчивалось примерно так: «Ну, колыбель – так колыбель, как скажете. А вот в Питере…» И не только в Питере, но и в Москве, и в Нижнем Новгороде, и в Суздале…Где только чего только нет! Теперь же в Воронеже появилось место, которое может рассказать о тех славных временах, когда Петр I приказал строить здесь первый российский регулярный флот. «Морским судам быть!..» – таково было постановление императора, и с этой фразы началась история «колыбели».
Спустя 314 лет воронежские воды вновь рассекает величественный парусник – точная копия линкора петровских времен «Гото Предестинация» («Божье предвидение»), построенного на местной верфи в 1700 году. Это прекрасное судно будет служить одновременно и плавающим музеем, и украшением города.
Три года назад губернатор выступил с инициативой создания копии первого русского линейного корабля. Это важное дело доверили судостроителям из Павловска и Петрозаводска. И вот наконец мы можем увидеть, что из этого получилось.
Открытие состоялось 27 июля, в день Военно-морского флота. В 11 часов в Успенском храме митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил божественную литургию и освятил Андреевский флаг, который позже был вручен вместе с иконой Святителя Митрофана капитану корабля Игорю Колдуненко, чтобы отныне эти дары всегда находились на судне. Затем был совершен крестный ход: владыка Сергий, губернатор Воронежской области Алексей Гордеев и жители города проследовали к месту стоянки линкора, где митрополит окропил его святой водой.
Светскую часть празднования открыл… Петр I. Не только «Гото Предестинация», но и ряженая копия ее главного создателя предстали в этот день перед горожанами. «Царь» зачитал указ о создании на воронежских водах регулярного флота, из пушек был дан торжественный залп, и на сцену вышли люди, которые сделали все это возможным – Алексей Гордеев и Надежда Маринкина, генеральный директор Павловского судостроительно-судоремонтного завода. Они поздравили жителей с этим знаменательным событием и по традиции разбили о борт корабля бутылку шампанского.
Закончилась официальная часть поднятием Андреевского флага, залпом с корабля, красочным салютом и запуском воздушных шариков, повторяющих цвета российского флага. После этого линкор отправился в свое первое плавание, взяв на борт людей, строивших его.
Внешний вид «Гото Предестинации» восстанавливали по сохранившимся описаниям и изображениям тех лет. Наиболее точно предан облик корабля на акварели Питера Бергмана 1705 года. О внутреннем же убранстве сохранилось мало сведений, однако доподлинно известно, что капитанская каюта была отделана орехом, и, когда оказываешься на борту линкора и попадаешь в это помещение, сразу чувствуешь теплый нежный аромат орехового дерева, а уже потом замечаешь латексный манекен Петра I, восседающего за большим столом. На стенах – картины голландского мариниста Корнелиса Врома и гравюры Алексея Зубова, посвященные первым победам русского флота. Здесь же представлено спальное место, комод и вещи, необходимые каждому капитану, такие, как глобус и карты.
Идем дальше и оказываемся в кают-компании, светлой и просторной. В гамаке расположился латексный матрос, отдыхающий после вахты с оловянной кружкой в руке. Рядом с гамаком – чан с песком, который ставился под свечи. Это помогало предотвратить пожар: если свеча падала, то не на деревянный пол, а в песок, как и воск, оплавлявшийся с нее. У современной «Гото Предестинации» из дерева только оболочка, а корпус сделан из металла; корабль ходит на дизельном топливе и отвечает всем требованиям безопасности, паруса же играют декоративную роль.
В XXI веке не женщина на корабле к беде, а шпилька и мини-юбка. Ступеньки на батарейную палубу и в трюм по-морскому крутые и могут стать настоящим испытанием для представительниц прекрасного пола, решивших взойти на борт на высоких каблуках и в короткой юбке. Но мучения будут вознаграждены сторицей, ведь на этих уровнях корабля посетителей ожидает батарейная палуба и трюм.
На батарейной палубе воспроизведены условия, характерные для начала XVIII века. Вдоль борта располагаются исторические муляжи 14 двенадцатифунтовых пушек. На оригинальном корабле их было 26. Каждую пушку обслуживало порядка трех человек. В другом конце палубы – механизм для поднятия якоря. Ночью все помещение превращалось в большое спальное место: сто человек экипажа спали здесь в гамаках прямо среди орудий.
Спускаемся ниже, в трюм. Здесь гости музея смогут как получить представление о быте на корабле, так и познакомиться с историей петровского флота. Основная экспозиция располагается именно здесь. Это копии памятных медалей, оружие, манекены обер-офицера Семеновского полка и унтер-офицера Преображенского полка, а также латексные изваяния гренадера Фузилерного морского полка и матроса гребной команды.
Центральную часть трюма представляет собой диорама морского сражения: четыре русских корабля атакуют турецкую галеру. Диорама еще не закончена, вскоре ее дополнят мелкими деталями, и к сентябрю она будет полностью готова. В данный момент идет подбор большинства экспонатов музея. Будут добавлены мебель и бытовые предметы, а также расширится экспозиция, рассказывающая историю российского флота.
Бытовая часть трюма показывает другую сторону жизни корабля. Здесь хранились запасы продовольствия: клетки с живой птицей, поросята, мешки с крупами, овощи, бочки со снедью. Сразу бросается в глаза большая печка. Она была сложена в наши дни, но зато из кирпича XVIII века, который остался от фундамента уже давно не существующего здания. Рядом обеденный стол для матросов и муляж огромной тыквы. Не хватает только бутылки рома для полноты картины, но традиции употреблять этот напиток у русских моряков как раз таки не было.
В 1711 году после неудачного Прутского похода России пришлось вернуть Азов Османской империи. «Гото Предестинацию» и еще три российских корабля продали Турции. Судно переименовали, и оно прослужило в Эгейском море под флагом государства, для борьбы с которым когда-то строилось, до 1718 года, после чего было вновь продано, но уже на слом.
На создание исторического линкора ушло порядка двух лет. Достоверно известно, что Петр I персонально подготовил чертежи корабля и непосредственно участвовал в изготовлении отдельных деталей. Корабль строили русские мастера. Эта традиция была соблюдена и при постройке современной копии, которая, к слову, сегодня стоит на том самом месте, где была спущена на воду в 1700 году: петровская «Гото Предестинация» строилась на Чижовской верфи, тянувшейся от Адмиралтейской, ныне Успенской церкви до Вогрэсовского моста.
Корабль может развивать скорость до 6 километров в час. Маршрут пока очень короткий – вокруг Петровского острова и обратно. Линкор будет выходить в акваторию по большим праздникам. Ближайший из них – День города. Примерно тогда же корабль-музей будет открыт для широкой публики.
Эпоха котенка с улицы Лизюкова осталась в прошлом. Отыне туристическим центром города станет «Гото Предестинация». Возможно, со временем на Адмиралтейской площади появится целый музейный комплекс, посвященный петровским временам и российскому военно-морскому флоту. Красавец-корабль будет гордо рассекать воронежские воды, радуя жителей города и его гостей, а на суше откроют свои двери павильоны с экспозициями, посвященными истории отечественного судостроения, а также города, который положил начало российскому регулярному флоту.
«Мы очень хотели бы, чтобы «Гото Предестинация» стала главной достопримечательностью Воронежа, – поделился Алексей Гордеев с журналистами, – чтобы не только воронежцы, но и гости нашего города могли посетить корабль и вспомнить, как наша страна развивалась и становилась мощным государством благодаря русским мастерам. Сегодня страна отмечает День военно-морского флота, и мы специально приурочили к этому празднику пуск на воду «Гото Предестинации». Я всех сердечно поздравляют с праздником. Слава русским морякам!»
Алена Радевич
фото Евгений Срибный
Если за корпус корабля и его механическое оснащение отвечали судостроители Павловска и Карелии, то заботы о внутреннем наполнении перепоручили воронежскому Краеведческому музею.
«Для нас это крайне необычная задача, — делится директор музея Елена Вычерова, — обычно мы занимаемся сбором и хранением старинных вещей, а этот проект предполагает изготовление новых. «Гото Предестинация» не музей в классическом понимании — это аналоговая экспозиция. На корабле нет ни одного оригинального предмета. Вещи и предметы конца XVII и начала XVIII веков – большая редкость для Воронежа, как и для России в целом».
В работе над проектом Краеведческому музею помогали мастера из «Студии Александра Иванюшина», которые являются авторами и исполнителями части экспозиции.
«В случае с «Гото Предестинацией» нам пришлось заниматься реконструкторской деятельностью, — рассказывает Александр Иванюшин, – совместно с Краеведческим музеем мы разработали эту экспозицию: что где будет стоять, как называться и так далее. При создании экспонатов нам пришлось выйти за рамки Воронежа, так как здесь не оказалось мастеров, которые могли бы воплотить то, что было нужно. Мы обратились к мастерам из других городов, а также к опыту мировых музеев. Восковые фигуры нам делали ребята из «Мосфильма», одежду и экипировку помогали создавать исторические реконструкторы, которые раннее сотрудничали с музеями Америки, Голландии и других стран. Все выполнено очень качественно и интересно».
Большинство экспонатов сделано по старинным технологиям. Скрупулезность и внимание к деталям проявляются на всех уровнях. Александр Иванюшин приводит пример: «Вот есть пуговица с золочением. Мы выясняем, как она выглядела, какой она была формы. И только потом мастер делает эту пуговицу, а реконструктор затем пришивает ее к кафтану». При этом элементы одного костюма могли создаваться разными мастерами в различных городах, а затем в Воронеже их уже соединяли воедино.
«Мы также работали совместно с художником Натальей Алексеевской, которая занималась декоративным оформлением экспозиции. Очень многие вещи получились благодаря ее инициативе и фантазии», — добавляет Елена Анатольевна.
В музее был создан специальный отдел, который обеспечивает функционирование выставочной экспозиции корабля-музея – «История создания Российского флота».
«В России есть 27 кораблей-музеев. Это и всем известный крейсер «Аврора», и ледокол «Ангара» в Иркутске, но в этих случаях сами корабли и все их оснащение уже являются музеями, ведь это бывшие действующие суда. У нас же совершенно уникальный проект. Во-первых, это XVIII век, во-вторых, это движущееся судно. Такого ни в России, ни на территории стран СНГ нет», — подводит итог Елена Анатольевна.