XIX или XXI?

0

«Какой сейчас век?.. «Здравствуйте. Проходите, пожалуйста, наверх», – встречает гостей девушка в бальном платье, какие носили юные дворянки в XIX веке. Гости идут по лестнице, ступени ее помнят и шумные балы, и тихие вечера. Идут навстречу музыке, которая оживит обновленную усадьбу Алексея Лосева спустя не одну сотню лет. Так какой сейчас век?..

DSC_1091

10 декабря краеведы и деятели культуры посетили отреставрированную усадьбу Алексея Лосева, находящуюся на территории пансионата Репное. Реставрация памятника истории началась с апреля 2011 года по инициативе Татьяны Гордеевой. До этого здание находилось в плачевном состоянии, но сейчас лепнина карнизов снова гладкая и белоснежная, а благородное дерево лоснится новым лаком. Первоначальная внешняя отделка XVIII века была утрачена – ее меняли поколения хозяев. Исчез балкон с фасада, остался только тот, что со стороны реки.

Однако мастерам удалось воссоздать здание практически таким, каким его задумывал родоначальник – Алексей Семенович Лосев. Он выстроил дом в стиле барокко на берегу реки Усманки. Реставраторам даже удалось восстановить сандрики – декоративные треугольные карнизы над окнами, присущие именно барокко. Также Лосев поставил церковь во имя Алексия, человека Божьего.

DSC_1059

Одна из дочерей Лосева, Евдокия, выходит замуж за Петра Веневитинова и уезжает в его поместье. Так Алексей Семенович стал прадедом поэта Дмитрия Веневитинова. Другая дочь, Дарья, наследует усадьбу и выходит замуж за московского дворянина Александра Шатилова. Так усадьба Лосевых стала Усадьбой Шатиловых. Они, по предположению краеведов, разбили живописный парк и соединили четыре природных пруда водоводами – получилось настоящее озеро. Их сын, Николай Шатилов, женился на Варваре Алябьевой, родной сестре знаменитого композитора Александра Алябьева. С ним Николай Шатилов был знаком давно – они служили вместе в гусарском полку. На службе он познакомился и с будущим воронежским губернатором Дмитрием Бегичевым, а также с Александром Грибоедовым. Говорят даже, Шатилов стал прообразом Репетилова из бессмертного «Горя от ума».

Четыре года Алябьев служил в Воронеже. В свободное время он часто гостил у своей сестры, здесь он писал музыку к четырем водевилям, работал над комической оперой «Лунная ночь или Домовые», увертюра которой вошла в золотой фонд классической музыки. Усадьба становилась настоящим дворянским культурным гнездом, а захолустная деревенька Лосево выросла в крепкое село Алексеевское, названное по имени Алексия, человека Божьего.

DSC_1015

Но 1825 год стал роковым и для композитора и для хозяина поместья. Вышедший в отставку Алябьев устроил для гостей званый ужин в Москве. Музыка, бал, карты за ломберным столиком допоздна. Один из товарищей Александра сильно проигрался. В сердцах он обвинил партнеров в шулерстве, за что получил пощечину. До дуэли дело не дошло – разошлись миром, но подавленный проигрышем и унижением игрок скончался вскоре от апоплексического удара. Это был неспокойный февраль, уже готовились будущие декабристы, витал дух восстания. Жандармскому ведомству было на руку оформить инцидент как драку во время тайного сборища. Шатилова и Алябьева приговаривают к каторжным работам. Долгие годы они отбывали наказание, пока ведомство не признало ошибку и не оправдало невиновных.

В это время поместьем управляла жена Шатилова – Варвара. Ей помогал брат Василий Алябьев. Но самую ощутимую моральную и материальную поддержку оказал товарищ Шатилова по службе – Дмитрий Бегичев, воронежский губернатор. Впоследствии он принял Николая Шатилова к себе на работу, в губернскую канцелярию.

DSC_0923

И вновь поместью предстояло сменить фамилию. Софья, дочь Варвары Шатиловой, вышла замуж за прибалтийского барона Александра Сталь фон Гольштейна. Софья была поклонницей своего дяди, музицировала, устраивала благотворительные вечера.

Реставраторы смогли вернуть зданию тот вид, которым оно встречало гостей. В одной из комнат открыли сводчатый потолок. В XVIII веке потолки со сводами выстраивались крестообразной или цилиндрической формы. При первом хозяине своды были по всему дому. Мы попали в комнату, которая была кладовой, судя по крюкам и кольцам в стенах. Между такими кольцами натягивали цепи, на которые подвешивались продукты. Так их берегли от домашних грызунов. Старинную кладку восстанавливали буквально по кирпичикам. Каждый кирпич внимательно проверяли, если он рассыпался – его вынимали из кладки и ставили новый.

DSC_0691

Стены, декор лепнины, карнизы и даже двери – все это подлинное. Плитка на полу сохранилась лишь в одном месте. Ее также удалось отреставрировать и изготовить точную копию. А вот паркет спасти не получилось – старое дерево прогнило. Но мастера изготовили новый паркет, в точности повторяющий форму и узор старого.
Прежние хозяева дома пользовались лишь печным отоплением. В здании было три печи, одна из них с камином. Печи были объединены каналами, по которым тепло распространялось по комнатам. Изразцы на печи были отреставрированы, а недостающие изготовлены вручную по образу и подобию.

Кисонные потолки с квадратными углублениями изначально были деревянными. Но дерево основательно прогнило и его пришлось заменить бетоном. Лучше всего сохранилась массивная лестница с балюстрадой. За десятилетия разрухи на ней пострадали лишь пара ступеней. А у потомков тех, кто когда-то служил в этом доме, нашелся столик красного дерева, переживший и революцию, и две войны.

DSC_0645

Все реставрационные работы проводились под руководством московского архитектора и реставратора Валентины Семеновны Федотовой. А на исполнение работ приглашали лишь местных воронежских мастеров.

В этот вечер Александр Алябьев вернулся в знакомые стены. С его произведениями выступили активные читатели специальной городской библиотеки искусств имени Пушкина. Среди них были и заслуженные артисты России, и участницы студии «Вдохновение» городского Дворца культуры, и лауреаты многих премий любительского вокального искусства. Однако любителями артистов назвать было сложно – так профессионально они выступали. Соловьем заливался знаменитый алябьевский «Соловей».

«Мысль о проведении камерных вокальных вечеров, связанных с Алябьевым, возникла у Татьяны Гордеевой, когда мы летом посещали это поместье, – рассказывает организатор и ведущая вечера, Надежда Красикова, – тем более что такие программы каждое воскресенье проводятся у нас, в библиотеке искусств. Мы поддержали эту мысль и подготовили программу. У нас есть, кому исполнять классику. На профессионалов нам рассчитывать трудно, а певцы-любители всегда откликаются. Это врачи, экономисты, проводницы – да кто угодно. Девочки из детской школы искусств №1 постоянно читают стихи. А эти костюмы, в которых они встречали гостей – творчество их же рук. Девушки перекраивали мамины свадебные платья, перекрашивали, подшивали. Мы делали программу с удовольствием. В прошлом году мы уже прикоснулись к Алябьеву, когда 225 лет со дня его рождения. Хотелось бы, чтобы здесь продолжались алябьевские чтения. Я думаю, в этом зале должен царить девятнадцатый век».

DSC_0639

Также Надежда Красикова считает, что Татьяна Гордеева вполне может продолжить прекрасную традицию благотворительных вечеров Софьи Сталь фон Гольштейн.

Михаил Супруненко
Фото Алексей Астрединов

Об авторе

Оставить комментарий