Выйти за ворота

0

22 июня в воронежском музее-заповеднике «Дивногорье» прошел третий ежегодный фестиваль «Театральные Дивы».

IMG_2059(4)

Зритель – в центре событий. Действие происходит вокруг, только успевай поворачиваться. Кстати, после каждого спектакля примерно об этом гостей и просят.

Маленькое крестьянское подворье с белыми хатками, окруженное забором. Нет даже намека на сцену. В каждой из четырех сторон, куда предлагают посмотреть зрителю, создается особое импровизированное пространство, где актеры готовы рассказать свою историю.

Идея фестиваля появилась не случайно. В Дивногорье уже несколько лет проходит совместный проект – «Спектакль open-air» с Театром оперы и балета, коллектив которого привозит свои постановки и играет их на площадках музея под открытым небом.

– Позднее мы встретились со Светланой Сукочевой, руководителем Никольского народного театра, и подумали: не сделать ли что-нибудь подобное для самодеятельных коллективов? – рассказывает Марина Лылова, директор музея «Дивногорье». – Да, к тому моменту уже существовал как минимум областной фестиваль в Никольском, но мы ни в коем случае не собирались с ним соперничать.

Необычные условия «открытой сцены», по мнению Лыловой, это отличная проверка на умение импровизировать, обыгрывая какие-либо неожиданности – например, грохот пролетающих неподалеку электричек. Но, кстати, именно поэтому некоторые коллективы не решаются ехать сюда – дескать, нет правильно выставленного света и настроенного звука, декораций в их привычном понимании, настоящей сцены, в конце концов.

Ну а если так – получается, что пока «Театральные дивы» – это небольшой смотр спектаклей тех коллективов, которые не побоялись приехать и выступить. В этом году в нем приняло участие четыре народных театра – из Боброва, Лисок, Морозовки и Никольского.

 

Дивногорье

Учитывая то немалое количество любительских театров, которое имеется в регионе, кое-что изменить в сложившейся ситуации представляется не только вероятным, но и нужным. Если укрепится представление о том, что в «Дивах» играют лучшие, то со временем можно будет проводить даже предварительный отбор из желающих, а не обзванивать коллективы самостоятельно.

Но общественное мнение не преминет сформироваться, главное – повод. Если «Театральные дивы» – фестиваль, то, прежде всего, почему бы не уделить событию не один, как сейчас, а несколько дней? Отсюда вытекает возможность не показывать спектакли один за другим, а разбивать выступления большими перерывами, во время которых гости и участники могут обедать, ходить на экскурсии, гулять, общаться друг с другом, да и мало ли что еще. Преимущества очевидны: программа станет интереснее, воспринимать выступления по отдельности намного легче, «Театральные Дивы» не замкнутся в крохотном подворье, а смогут выйти на обширные просторы всего природного комплекса, взаимодействуя и с другими культурными проектами заповедника.

Интереснее программа – легче будет привлечь заинтересованных экспертов: театральных критиков, актеров, режиссеров. Это могло бы помочь развитию такого важного направления, как мастер-классы и творческие встречи.

Если возвращаться от молочных рек и кисельных берегов к реальности, то сами сотрудники музея-заповедника всей душой бы рады работать над этим направлением жизни заповедника. Но их немногим больше двадцати человек и у каждого свои проекты – а значит, заниматься этим целенаправленно попросту некому.
Однако, пример того же Платоновского фестиваля ежегодно показывает – в городе есть много молодых активных людей, которые готовы безвозмездно помочь жить и развиваться достойной инициативе. А Дивногорью есть что предложить своим волонтерам – от бесплатного посещения всех мероприятий до неограниченных возможностей для отдыха на территории заповедника.

Есть и еще одна, крайне важная проблема – транспорт. Если говорить об участниках, то далеко не у каждой труппы актеров-любителей есть возможность самостоятельно привезти свой спектакль на фестиваль, не то что на отборочный тур. Для зрителей все тоже непросто – если не брать в расчет автомобиль, способов добраться до Дивногорья два. Выбрав электричку, нужно быть готовыми к неизбежной пересадке в Лисках. Кстати, пункт назначения в этом случае скрывается за безликим названием «143 километр». Единственный проходящий автобус тоже идет из Лисок, но зато здесь хотя бы с остановкой не ошибешься – хутор Дивногорье.

 

Европа и Пермь

Культура open-air фестивалей сейчас – одна из самых молодых и активно развивающихся. На данный момент она ярче всего представлена в музыке, но театральное направление также набирает популярность. В числе известных европейских примеров можно назвать «Летние Шекспировские торжества» – смотр спектаклей под открытым небом в крупнейших городах Чехии – и Авиньонский фестиваль, который ежегодно проходит не только в одноименном французском городе, но и в других странах – например, в Англии и Италии. Оба события объединяет наличие многолетней истории и собственных традиций, широкая аудитория, целый комплекс сопутствующих мероприятий – лекции, мастер-классы, встречи и, безусловно, огромное значение для культурной жизни Европы.

IMG_1850(1)

Если нужен отечественный пример, то в России недавно появился проект, на мой взгляд, довольно близкий «Дивам» – театральный фестиваль «Тайны горы Крестовой», который впервые прошел в конце июля прошлого года неподалеку от небольшого города Губаха в Пермском крае. Как и Дивногорье, Губаха обладает потрясающими ландшафтными декорациями – живописные окрестности горы Крестовой, заброшенный город-призрак Старая Губаха.

К слову, «Тайны горы Крестовой» – международный фестиваль. Его участниками стали коллективы из России, Латвии, Литвы и Германии – всего 12 театральных трупп. Форум длился около недели и включал в себя не только показы спектаклей, но и мастер-классы, лаборатории и творческие встречи.

Ну а то, что, по словам Марины Лыловой, отпугивает воронежские коллективы, в Перми только привлекло участников из разных стран. Например, внезапный дождь усиливает мотив трудного пути героя, а энтузиасты-режиссеры с восторгом хватаются за идею играть «Чайку» у природного водоема с настоящей лодкой и птицами.

Проблема транспорта для пермского фестиваля решена довольно деликатно – билеты разделены на две группы. В первой – доставка до места форума включена в стоимость билета, что дает возможность организаторам заранее заказывать автобусы, ничем не рискуя. Во второй – билеты для тех, кто предпочитает добираться самостоятельно.

 

Что в итоге

В конце у читателя может возникнуть вопрос – почему же из всех областных фестивалей такое внимание уделено именно небольшому проекту в Дивногорье?

Заповедник известен, и вполне заслуженно. Необъятная степь, где встречаются реликтовые растения и насекомые. Живописные берега рек – Тихой Сосны и Дона. Древние меловые горы, которые сформировались еще тогда, когда все здесь было покрыто океаном. В одной из них вырублена белоснежная старинная церковь.

Есть даже шуточный музей-сарайчик, в котором можно найти деревянного попугая Фрола Разина, корабельную пушку, сундук с сокровищами. Несмотря на удаленность от областного и даже районного центра, заповедник старается не замыкаться в себе, используя все эти возможности для творческих инициатив – и проекты вроде «Спектаклей open-air» тому лишнее подтверждение.

Новый же проект не только способен собрать все эти идеи в единое пространство, но и занять принципиально новую культурную нишу. Перечисленные мной ранее фестивали работают в основном с профессиональными коллективами. «Театральные дивы» же – с любительскими и народными. А значит, подобная инициатива при оказании грамотной помощи вполне способна выйти, наконец, за ворота крохотного подворья и вырасти в яркий, масштабный и перспективный проект, стать новой точкой на культурной карте региона.

Надежда Конобеевская
Фото Александр Нечаев

Об авторе

Член редакционного совета газеты «Время культуры»

Оставить комментарий