С 1 по 4 мая в Воронеже прошел Всероссийский фестиваль японской анимации. Это событие уже стало традиционным для нашего города – фестиваль проводится с 2000 года. Позади – долгий путь становления и развития. Если сначала все ограничивалось показом аниме-фильмов в кинотеатре «Юность», то теперь это крупнейший и, к слову, старейший аниме-фест в России.
Дневные сеансы и «ночи кино» в «Спартаке», косплей-шоу, форум-выставка под открытым небом, лекционная часть в Доме актера, радиомост, фотосессия, концерт в ТЮЗе и, наконец, костюмированное шествие, в котором приняли участие около тысячи человек, – таким фестиваль увидели воронежцы и гости города в этом году. Четыре дня абсолютного счастья для «анимешников» и сочувствующих; для непосвященных же граждан, ставших свидетелями такого разгула (орды ряженых разноцветных существ с крылышками, щупальцами, хвостами и прочими аксессуарами оккупируют кинотеатр «Спартак», устраивают грандиозный опен-эйр в парке «Алые паруса», да и вообще свободно перемещаются по городу), это как минимум повод для обсуждения в общественном транспорте. Тем не менее, многие из тех, кто 3 мая оказался в «Алых парусах», оказались как раз такими вот простыми обывателями и неплохо провели время: к их услугам были многочисленные сувенирные лавки, игры, чайные церемонии, концерт и пестрая толпа, в которой удавалось различить не только персонажей из аниме, но и хорошо всем знакомых Белоснежку и Бильбо. Последнее превращается в тенденцию и иногда вызывает недовольный ропот в рядах «анимешников», мол, все это не по теме, так недолго скатиться в разношерстный карнавал. Однако многим, похоже, нравится разнообразие, как и душевная атмосфера самого события.
Что же заставляет людей из года в год не только организовывать фестиваль, но и просто принимать в нем участие? Со школьниками и студентами более-менее понятно, аниме для них – это в первую очередь увлечение, хобби, а фестиваль – возможность потусоваться с единомышленниками, перевоплотиться в любимого героя и покрасоваться перед толпой своими нарядами. Еще, пожалуй, посмотреть аниме на большом экране. Деньги на билеты (косплей, лекции, концерт) и на костюмы можно попросить у родителей, можно накопить, а в некоторых случаях и заработать; время на пошив костюма и на подготовку к косплей-шоу тоже как-нибудь найдется. Но это школьники и студенты. А что же взрослые люди, у которых семья, работа, дети? Для них это тоже увлечение, но воспринимают они его несколько иначе. На вопрос «Как?» один из участников фестиваля, подходящий под рассматриваемую возрастную категорию, ответил, не задумываясь: «Как искусство». И объяснил, что люди тратят на подобные фестивали время, силы и деньги не только и не столько потому, что это занятно. Для них это не что иное, как искусство. У аниме своя эстетика и своя энергетика.
Особенности рисовки, необычные цвета и формы, широкое разнообразие жанров, сюжеты, завязанные как на обычной жизни, так и на легендах, мифах и богатой фантазии авторов. Не только комиксы и мультимедиа, но и одежда, предметы декора, сам образ жизни. Как ни банально это прозвучит, но это целый мир. Недаром когда речь заходит о том, чем живет современная Япония, мы чаще слышим об аниме-фильмах и манге, нежели о привычных кино и книгах.
Люди, серьезно увлекающиеся этим делом, зачастую интересуются азиатской и – в первую очередь – японской культурой и историей. Они изучают языки, боевые искусства, учатся проводить чайные церемонии, постигают секреты экзотической кухни. Сами рисуют мангу (японские комиксы), поют на разных языках, танцуют, занимаются йогой… словом, для них это становится образом жизни. Не всегда, не во всем, конечно, но даже то, что есть, уже показывает – дело не только в «мультиках».
Такой досуг несет в себе позитив и развитие, а среди ценностей, которые пропагандирует аниме-культура, особое место занимает толерантность – с известной, в общем-то, сегодня репутацией. Чтобы это понять, надо лишь немного углубиться в жанры аниме и манги да посетить подобный фестиваль: здесь люди принимают и уважают человека независимо от его национальности, цвета кожи или сексуальной ориентации, а мужчины в женских нарядах – явление обычное, и оно не несет какого-либо подтекста. Хочешь быть феечкой или принцессой – будь ей, и не важно, растет у тебя борода или нет. Главное – здоровое чувство юмора.
Развитие несет в себе и сам фестиваль. Ярче всего это проявляется на лекционной части, которая проводится в Доме актера и включает в себя мастер-классы, семинары и, собственно говоря, лекции. Темы бывают разные, однако все, так или иначе, связаны с аниме и современной азиатской молодежной культурой. В этот раз участники фестиваля постигали азы актерского мастерства, учились работать со звуком, а также прослушали лекции о творческом пути «бога японской манги» Осаму Тэдзука и жизни японских приверженцев тамошней поп-культуры.
Ежегодно перед участниками фестиваля выступает с творческим отчетом Александр Фильченко, руководитель студии дубляжа компании Reanimedia. В этот раз он между делом поднял очень важный вопрос – о будущем: «Фестиваль взрослеет. Взрослые, я вас призываю: молодежь только тогда потянется сюда, когда будет видеть, что взрослые продолжают гореть». Завершил он свою мысль весьма красноречиво: «Чтобы даже не думал этот фестиваль сдохнуть!» Зал восторженно взревел, слова Фильченко действительно могли подействовать как заклинание.
Рано или поздно организаторам придется искать себе преемников, а расшевелить молодежь бывает непросто. Одно дело – прийти на все готовенькое, другое – организовать самим, да так, чтобы не было потом стыдно перед пионерами. Сохранять традиции и при этом двигаться вперед – такая задача встанет перед теми, кто окажется «у руля» через несколько лет.
За сохранение традиций, возможно, предстоит нешуточная борьба, ведь, объективно говоря, фестиваль перестает быть исключительно аниме-событием. Как говорилось чуть выше, в последние годы наблюдается тенденция приходить в костюмах героев, имеющих мало общего с японской анимацией. Компьютерные игры, всевозможные комиксы про супергероев, кино и сериалы, диснеевские мультфильмы – существует вероятность, что через несколько лет аниме просто растворится, затеряется в этом мракобесии. Персонажи вселенной Marvel, ученики Хогвартса и их многочисленные «коллеги по цеху», принцессы Disney и паладины World of Warcraft, Доктор Кто и далее по списку – те или иные гости из параллельных аниме миров ярко сияют не только на опен-эйрах, но и на косплей-шоу, принимая в нем активное участие.
На такое положение вещей существует две точки зрения. «Консерваторы» недовольны, аргументируя свою позицию тем, что фестиваль превращается в маскарад без цели и темы. Другие же смотрят на это более благосклонно: безусловно, событие выходит за привычные рамки, но при этом оно притягивает к себе большую аудиторию. Возможно, за счет таких вот «неанимешных» элементов и будет происходить вливание новой крови, потребность в которой ощущается уже сегодня – то, о чем говорил Фильченко. С учетом роста популярности тех же «Мстителей», «Игры Престолов» и «Хоббита» стоит ожидать повышенного интереса к фестивалю, как к площадке, на которой можно воплотить все эти фэндомы в жизнь. В России тематические карнавалы-выставки пока не получили такого распространения, как, например, в США, где они проводятся с завидной регулярностью уже не один десяток лет, неизменно привлекая большую аудиторию. Так, San Diego Comic-Con International, более известный как просто Comic-Con, – крупнейший международный фестиваль популярной культуры, проводящийся в Сан-Диего с 1970 года, – который ежегодно посещает более 130 тысяч человек. Это настоящий рай для поклонников комиксов, сериалов, кино, игр и, кстати, аниме.
Осенью этого года первый Comic-Con Russia должен пройти в Москве. Воронеж, с его многолетним опытом проведения известнейшего аниме-феста страны, мог бы в свое время перенять эстафету. Ввиду последних тенденций, такая перспектива кажется вполне реальной. Тогда фестиваль выйдет на новый уровень, став полноценным культурным событием, привлекающим широкие массы поклонников поп-культуры.
Таким образом, людям, которые далеки от аниме, но которым близка сама идея, будут чувствовать себя на фестивале вполне комфортно. И костюм вовсе не обязателен, главное – хорошее настроение. В конце концов, всегда можно придумать что-то на следующий год, а аниме это будет или неч-то другое – уже не так важно.
А что же обычные воронежцы? Кажется, что за столько лет горожане уже привыкли и примирились с тем, что каждую весну им приходится на несколько дней делить улицы и транспорт с такими вот людьми. Кто-то считает их чудаками, кто-то смотрит на все понимающе – «у каждого свое хобби». Те, кто «не в теме», с интересом наблюдают за происходящим на форумах-выставках, ведь для простого обывателя фестиваль тоже может стать событием – ощущение праздника передается всем. А почему бы и нет? Ведь это все же лучше, чем рядовые будни, плавно перетекающие в рядовой уикенд.
Алена Радевич
Фото Константин Добровицкий, Geometria.ru