Встречи с мастером. Мстислав Ростропович в Воронежском музыкальном училище

0

Соприкосновение с уникальной личностью раздвигает границы сложившегося мира, возвышает дух. Даже кратковременные встречи с великими людьми освещают дальнейший жизненный путь, навсегда запечатлеваясь в памяти. Вдумайтесь, какое же счастье было подарено нам, когда в последний период своей жизни (буквально в последние пять лет!) Мстислав Леопольдович Ростропович трижды посетил Воронеж в 2002, 2004 и 2006 годах и был желанным гостем Воронежского музыкального училища, где близко общался с преподавателями и студентами.

rastr

Мстислав Ростропович. Выдающийся музыкант современности. Выдающаяся личность. Фигура поистине ренессансной широты. Представитель подлинной интеллигенции нашего отечества, из ряда Андрея Сахарова, Дмитрия Лихачева, Александра Солженицына. Именно в Воронеже состоялось его последнее развернутое публичное выступление, но тогда об этом догадывались немногие.

Когда Воронежское музыкальное училище приближалось к своему столетию, и встал вопрос его «имени», то «Мстислав Ростропович» – единственное из других значительных имен – вызвало единодушное приятие. Тем более что и отец, и дед Мстислава – Леопольд Витольдович и Витольд Ганнибалович – не только долгое время жили в Воронеже, развивали музыкальную культуру города, но и непосредственно были причастны к открытию музыкального училища (вначале – Музыкальных классов, созданных 3 октября 1904 года) и его концертной жизни.
Естественным было бы присвоение училищу имени всей династии Ростроповичей. Мстислава Леопольдовича связывала с Воронежем не только история его семьи – когда Леопольд Витольдович с женой Софьей Николаевной и детьми Вероникой и Мстиславом гостили у бабушки Матильды Александровны в самом начале 30-х годов (они жили в доме 54 на улице Пятницкого).

Спустя десятилетия, став уже всемирно известным музыкантом, Ростропович приезжал в Воронеж с развернутыми концертными программами (1958 и 1960 годы), играл с симфоническим оркестром, давал сольные концерты. Его первая встреча с учащимися и педагогами Воронежского музыкального училища состоялась уже в 1958 году, когда он рассказывал, в том числе, и о своих гастрольных поездках по городам США и Канады, что для того времени было актом большой гражданской смелости.

Многим из нас памятно то мгновение, когда 27 февраля 2002 года Мстислав Леопольдович с сияющей улыбкой и под взрыв оглушительных аплодисментов второй раз вошел в концертный зал Воронежского музыкального училища. Торжественные речи, взаимные подарки, лучистые глаза студентов и преподавателей, незабываемые слова мастера, обращенные ко всем тем, кто связал свою судьбу или хотя бы ее небольшую счастливую часть с нашим старейшим учебным заведением. Все это воспринималось как чудо, бесценный подарок судьбы.

Следующий приезд Мстислава Ростроповича в Воронеж в феврале 2004 года был приурочен к празднованию столетней годовщины со дня основания музыкального училища. Среди подарков главными стали четыре (!) мастер-класса, продемонстрировавшие феерический спектр феноменальных знаний и бесценный художественный опыт гениального музыканта.

Мстислав Леопольдович не принимал серое, безликое исполнение, не раз повторяя слова Шостаковича: «Это не музыкант, а меццо-фортист». Он работал над сочинениями Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, не ограничиваясь анализом. Объясняя, играл на рояле масштабные фрагменты сложнейших партитур, вставал за дирижерский пульт – и его руки вылепливали ясные, отточенные музыкальные образы. За каждым частным замечанием просматривалась целостная концепция.

Празднование столетия училища его увлекло. Не раз он использовал формулировки «Наше училище», «Я горжусь нашим училищем», «Чувствую себя уютно, как дома, рад встречам со многими интересными людьми». Часто вспоминал об отце, рано ушедшем из жизни, но успевшем передать пятнадцатилетнему мальчику любовь к искусству и жертвенному труду во имя его. Много шутил, остроумно рассказывал истории своей молодости. Без лишних приукрашиваний – встречи были радостными и праздничными, как фейерверк на площади в честь юбилея училища.

Последнее посещение Ростроповичем Воронежского музыкального училища состоялось еще через два года – в декабре 2006-го. Это было подвигом, так как Мстислав Леопольдович уже тяжело и неизлечимо болел. В апреле 2007-го он ушел из жизни.

Тот приезд был особо памятным, так как его встречи с воронежскими музыкантами прошли под знаком юбилея Дмитрия Шостаковича, учеником и другом которого был Ростропович. Они приехали в Москву почти одновременно: Шостакович из куйбышевской эвакуации, Ростропович – из тылового Оренбурга.
Поступив в 1944 году в Московскую консерваторию, Мстислав Леопольдович стал брать у Шостаковича уроки композиции. Дела у него шли прекрасно, но однажды юноша услышал великую Восьмую симфонию Шостаковича и вдруг понял, что все, что он сам сочиняет – наивно и ординарно. «Писать столь же гениально, как Шостакович, я никогда не смогу, а значит, не надо и пробовать. Мое дело – виолончель, инструмент отца. Именно здесь я добьюсь истинного успеха».

Ростропович стал первым исполнителем и обоих виолончельных концертов Дмитрия Шостаковича. Особенно мощно звучал у него Второй концерт, где композитор саркастически цитирует мелодию популярной когда-то уличной песни «Купите бублики». Неистовая сила и энергия Ростроповича были необходимым условием для полноценного воплощения сложного образного замысла этого произведения.

На торжественном вечере, посвященном столетию Шостаковича, Мстислав Леопольдович говорил со сцены музыкального училища о великой миссии композитора, его сложной судьбе, его творческом подвиге. Отметил, что музыка Шостаковича сейчас очень популярна во всем мире и он сам предпринял попытку исполнить все его симфонии.

Последний свой мастер-класс Ростропович провел на материале Восьмого квартета Шостаковича. Это сочинение наполнено цитатами из других сочинений композитора и поэтому воспринимается как своеобразная музыкальная автобиография. Подробно Мстислав Леопольдович говорил обо всех знаковых моментах цитат, об их огромной ассоциативной силе. Особенное внимание уделил он тому месту в четвертой части квартета, где Шостакович цитирует тему Катерины «Сережа, хороший мой». Она звучит в сцене последнего свидания, когда Катерину и Сергея ведут в кандалах на каторгу. Страдающая, измученная женщина давно не видела своего любимого, и вся ее накопившаяся нежность раскрыта в этих словах и наполненных возвышенной красотой звуках.

Для Ростроповича это место дорого втройне. Во-первых, «Катерина Измайлова» – его любимая опера. Во-вторых, роль Катерины блистательно и незабываемо исполнялась Галиной Вишневской до их вынужденной эмиграции из страны. В-третьих, фраза эта звучит в квартете в партии виолончели, в ее высоком регистре. Создать же образ трагической любви – это задача очень сложная для тех юных артистов, у которых пока еще не случилось шанса страдать и безнадежно любить.

Работа над исполнительскими трудностями Восьмого квартета Шостаковича с молодыми музыкантами стала для Мстислава Леопольдовича лебединой песней его великого творчества.

Мстислав Ростропович, несмотря на болезнь, провел свою последнюю встречу с представителями культуры Воронежа в большом зале кинотеатра «Спартак». Место это по-своему знаменательно. Именно здесь в декабре 1933 года Дмитрий Шостакович играл свой недавно написанный Первый концерт для фортепиано с оркестром (дирижировал Александр Гаук). В память об этом событии в кинотеатре состоялся уникальный показ большого фрагмента из немого фильма Козинцева и Трауберга «Новый Вавилон» (1929).
Дмитрий Шостакович создал полномасштабную оркестровую партитуру к этому фильму, что стало новаторским явлением для мирового кино и предвосхитило эпоху звукового кинематографа. Живой симфонический оркестр на сцене аккомпанировал действию, разворачивающемуся в фильме.Именно это уникальное действо, примерно так, как задумал его композитор, и удалось осуществить в воронежском кинотеатре «Спартак»…

Натэлла Казарян
Иллюстрация Марина Демченко

Об авторе

Оставить комментарий