Воронежский ноктюрн композитора Носырева

0

Сопряжение творческих линий Носырева и Шостаковича кажется совершенно естественным. Оба — коренные ленинградцы, страстно впитывали в себя культуру великого города. Оба претерпели от режима. Отсюда и родственность душ, острота восприятия действительности, искренность и незащищенность. В музыке – воплощение неразрешимых конфликтов, обличение Зла, трагедийность и тяготение к иронии и гротеску.

29

Благодаря смелому заступничеству Дмитрия Шостаковича, несправедливо репрессированный музыкант Михаил Носырев стал в 1967 году членом Союза композиторов СССР, членом Воронежской композиторской организации.

Чувство благодарности к Шостаковичу Михаил Носырев пронес до конца жизни. Он навещал его при случае в Москве, вел с ним небольшую переписку, позже подружился с его сыном – Максимом. Шостаковичу композитор посвятил свою Вторую симфонию (1977 год), в которой в качестве знака-символа используется монограмма DSCH – «Дмитрий Шостакович».

28 мая исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося композитора и дирижера Михаила Иосифовича Носырева. Его музыка, являясь художественным документом эпохи, наряду с симфониями Дмитрия Шостаковича, воссоздает сложную картину мира человека двадцатого столетия. С 1958 по 1981 годы вместе со своей семьей он жил и работал в Воронеже. И подлинная роль Михаила Носырева в становлении и развитии культуры Воронежского края еще не раскрыта.

Приглашение Михаила Иосифовича Носырева в Воронежский театр музыкальной комедии в 1958 году стало знаковым для местной культуры. Именно в нашем городе разовьется и расцветет искусство выдающегося музыканта ХХ столетия.

Этот наиболее творчески насыщенный период жизни Михаила Носырева совпал с мощной волной подъема культурных традиций послевоенного Воронежа. Отстроенный практически заново, город интенсивно растет. Развивается промышленность, укрепляется сеть вузов и образовательных учреждений искусства. Восстанавливается местная композиторская организация, проводятся ежегодные фестивали народного творчества центрального Черноземья, появляются яркие солисты и исполнительские коллективы.

С реорганизацией театра музыкальной комедии – превращением его сначала в Музыкальный, а затем в Театр оперы и балета – Михаил Носырев получает возможность осуществлять по-настоящему значимые, масштабные проекты и самозабвенно погружается в дирижерскую и постановочную деятельность. Сценическую и музыкальную жизнь обретают оперы и балеты отечественной и зарубежной классики, и только что созданные произведения современных композиторов.

Коллег поражала широта репертуара Михаила Носырева, его умение найти оригинальный подход к сочинению любого жанра, свободное владение всеми музыкальными стилями.

Он обладал настоящим дирижерским даром. Манера дирижирования Михаила Иосифовича обладала магической притягательностью: поразительной красоты и пластики руки, гибкость и, в то же время, величавость фигуры, благородство жеста. По воспоминаниям солистов, выступать с Носыревым было всегда радостно. «Под его рукой» они чувствовали себя уверенно и надежно и в оперных шедеврах: «Евгений Онегин» Чайковского, «Севильский цирюльник» Россини, «Фауст» Гуно, «Аида» Верди, «Чио-Чио-Сан» Пуччини, и в большом и разнообразном балетном репертуаре: «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Чайковского, «Раймонда» Глазунова, «Жизель» Адана, «Дон Кихот» Минкуса, «Коппелия» Делиба. Плодотворно и интересно Михаил Носырев работал над балетами отечественных композиторов: «Антоний и Клеопатра» Лазарева, «Тысяча и одна ночь» Амирова, «Ромео и Джульетта» Прокофьева и балетный триптих на музыку Щедрина.

Мало кто знал, что в круговерти бесчисленных репетиций, спектаклей, напряженных гастролей в сознании Носырева зрели крупные композиторские замыслы…

Первые сочинения относятся к драматическому периоду жизни еще юного музыканта. 1941 год: Ленинград. Блокада. 1943 год: смертный приговор Военного трибунала Ленинградского фронта. 1944 год: замена расстрела заключением в Гулаге. 1953 год: ссылка с поражением в гражданских правах на пять лет.

В суровой Воркуте, затем в Сыктывкаре Михаилу Носыреву удается включиться в местную музыкальную жизнь: он выступает как скрипач, дирижер, аранжировщик, сочиняет недостающие номера к опереттам, музыку к спектаклям.

В возрождающемся Воронеже композиторский талант Носырева развивается подобно взрыву. Появляется великолепная и глубоко выстраданная Первая симфония (1965 год), одноактный балет «Этого забыть нельзя» (1966), «Баллада о погибшем воине» для солиста, хора и оркестра (1967). Однако исполнению этих сочинений препятствуют два обстоятельства: несправедливое репрессивное преследование (обвинение будет снято лишь посмертно) и статус автора, не являющегося членом Союза композиторов.

Воронежская композиторская организация под руководством Константина Массалитинова совершает своеобразный подвиг и рекомендует Носырева к вступлению в члены композиторской организации, но «против» московский секретариат. Это противостояние можно объяснить двумя существенными причинами. Во-первых, Носырев указал в автобиографии свое пребывание в Гулаге, и высокая комиссия, видимо, предпочла не рисковать. Во-вторых, содержание Первой симфонии – открытый протест против тоталитарной государственной машины духовного порабощения – тогда казалось совершенно неприемлемым.

Над композитором нависла новая тень осуществления «высшей меры социальной защиты». Только первая подразумевала отнятие жизни, а вторая запрещала творчество. Лишь смелое выступление Дмитрия Дмитриевича Шостаковича и его высокая оценка открыли перед Михаилом Носыревым дорогу к официальному признанию.

В 70-е годы в Воронежской филармонии проходят блистательные премьеры симфоний, концертов для фортепиано, скрипки, виолончели, в которых композитор сам стоит за дирижерским пультом. С каждым новым опусом растет мастерство, осваиваются новые, остросовременные композиторские техники. Квинтэссенцией этого процесса становится уникальное хоровое сочинение – Ноктюрн – звучавший с неизменным успехом на многих концертных эстрадах мира.

Кульминацией театрального наследия Михаила Носырева является балет «Песнь торжествующей любви», поставленный в 1971 году и радовавший воронежцев более двадцати лет.

Композитор, много читавший, знавший наизусть шедевры современной поэзии, нашел в творчестве Ивана Тургенева оригинальный литературный сюжет, который идеально подходил для задуманного балетного действа. В нем заключены важнейшие элементы, необходимые для создания захватывающего спектакля: история большой и всепоглощающей любви, конфликт классического «любовного треугольника», романтический колорит ренессансной Италии и загадочного Востока.

Второй замечательный балет Михаила Носырева «Донская вольница» – народная фреска. Композитор впервые в отечественной музыке обращается к жизни и героическим подвигам донских казаков.

Богатство музыкальных образов, динамичность сюжета «Донской вольницы» просятся в хореографическую постановку, которая до сих пор еще не осуществлена.

Михаил Иосифович ушел из жизни неожиданно, полный творческих планов. Выйдя в последний раз из дверей театра, он вошел в бессмертие…

Натэлла Казарян

Об авторе

Оставить комментарий