Волшебные ошибки. О студии художника Алексея Загородных и выставке его учеников | «Время культуры»

Волшебные ошибки. О студии художника Алексея Загородных и выставке его учеников

0

Натачивая карандаш, представляешь его волшебной палочкой? Покупаешь новые краски и радуешься им, как ребенок игрушке? В трещинах на асфальте видишь странных животных? Диагноз ясен и неутешителен. Ты или художник, или хочешь им стать.

Illyustratsia_studia_Zagorodnykh_2

Построение перспективы на примере куба, рисование натюрмортов, изучение античных богов, заключенных в гипсовые формы – таков сформировавшийся за века метод обучения искусству живописи. Как в любом деле, без знания основ и владения инструментарием здесь никуда. Но если бы технический навык рисования был единственно важным, то живопись стала бы лишь ремеслом.

Работая иллюстратором, я на личном опыте поняла, что самое главное при создании изображения – рассказать историю, вызывающую ответные чувства у зрителя. Несмотря на разницу в функции, эта задача одинаково важна и для иллюстрации в газете, и для картины на холсте, иначе любой рисунок будет лишь штудией, тренировкой навыков.

«Искусство есть не изобразить задуманное, а выразить его, нарисовать не то, что видишь, а то, что чувствуешь», – так говорили и импрессионист Николай Фешин, и основоположник кубизма Пабло Пикассо. Но нет предмета в традиционных художественных школах и вузах, название которого звучало бы, например, как «индивидуальная философия живописи и ее эмоциональное содержание». К подобным концептуальным вопросам, бывает, обращается современное искусство, но речь сейчас не о нем.

 

Как стать волшебником?

Каждый человек, который хочет заниматься творчеством, уникален, поэтому не может быть стандартных рецептов для нахождения своего собственного стиля и манеры самовыражения. Гигабайты видеоуроков по разным техникам рисования, чтение биографий живописцев и изучение концепций современного искусства начинающему художнику не помогут найти ответы на все возникающие вопросы. В отличие от опытного мастера, готового делиться секретами своего чародейства.

Полгода назад я узнала о студии, где преподает художник Алексей Загородных. Сиреневые силуэты героев картин и подведенные краплаком контуры, замысловатые истории, складывающиеся из смелых широких мазков, – его творчество узнаваемо и давно известно воронежской публике. На его счету множество выставок в России, в странах Европы, в Америке и даже в Австралии.

Его ученики рассказывают о занятиях в студии как об обучении волшебству: «Алексей Владимирович не просто учит правилам живописи, но каждого подталкивает к поиску своего собственного пути и источника вдохновения». И хотя письмо из школы магии мне не приходило, я захотела увидеть все своими глазами.

 

Мастерская магии

В мрачноватом коридоре мастерских Союза Художников встречает новых гостей Алексей Владимирович в халате с узорами из пятен масляной краски. Свой стиль в живописи он сам называет «экспрессионистический реализм», а главным в картине считает достоверность изображаемых чувств.

Мягкая манера разговора, доброта и скромность в самооценке располагают к себе даже самого неуверенного начинающего художника. Как в другое измерение, попадаешь в мастерскую, где пахнет краской и на плоскости будущей картины оживают эскизные линии, превращаясь в пятна.

Пространство студии наполняет собой музыка, которая является здесь важным элементом вдохновения и часто – темой картин Загородных. Если блюзовая композиция не подходит под сегодняшний натюрморт, стоит включить что-то другое, например, Pink Floyd. Живые звуки сами подскажут сначала цветовые пятна и их ритм, а потом, по ниточке, по капельке-звуку, вытянешь кисточкой сюжет, перенесешь на холст, пока не закончилась песня, и тут уж выдыхай, пока мурашки исчезают и краска подсыхает.

Не только звуки и беседы об искусстве создают атмосферу этого места. Витамины для глаз художника – осматривание мастерской: одна стена красная, в контраст ей на окнах синие шторы. На полочках, ящиках, шкафах, крючках и даже на потолке множество предметов собрались по разным компаниям и сами смотрят на тебя. На одной стене музыкальные инструменты: синяя гитара, белая виолончель, скрипки, струнные со сложными изгибами рефлексов, старинный потертый контрабас. Гипсовые кубики, экорше (рисованное или скульптурное изображение тела с обнаженными мускулами – прим. ред.) и античные головы – все, что нужно для наработки академических навыков. Предметы для натюрмортов – каждый с историей. Колючая веточка из Грузии, шкатулка из Марокко, вот подарок друга-художника, а это – учеников. На потолке сами собой складываются сюжеты не нарисованных еще картин: рыба и зонтик, стеклянная ваза и бумажный ангел. Но то, что видишь глазами, еще не все, что здесь находишь.

 

Рецепт обучения

История существования этой необычной школы художников, где не ставят оценок и не получают «корочек», насчитывает уже почти 65 лет. Большую часть этого времени изостудия располагалась в ДК Коминтерна. В 1990 году ее возглавил Алексей Загородных, а в 2006 году переместил ее в свою мастерскую.

За двадцать с небольшим лет студию В. Загородных прошло множество художников. Среди них такие разные авторы с яркой индивидуальностью, как тонкий колорист Евгений Камбалин, творящий в экспрессивной манере; Сергей Баловин, путешествующий по миру с арт-проектом «Натуральный обмен»; Евгений Чепурин с его пристрастием к ироничным темам и ярким плоскостям. Ученики студии каждый год участвуют в конкурсе творческих работ «Культпоход», а художница Анна Горбунова стала его победителем и теперь экспериментирует с разными живописными техниками и даже скульптурой.

Сюда приходят разные люди, как с художественным образованием, так и без, не важен ни возраст, ни род деятельности, ни уровень профессионального мастерства. Особой миссией студии Загородных считает дать возможность творить всем, кто этого хочет. Мастер в разных техниках от акварели до масла, в жанрах от пейзажей до ню, Алексей Владимирович, как опытный волшебник, всем ученикам дает совершенно разные советы, каждому «прописывает» индивидуальный рецепт поиска творческого пути.

Художнице, которая не знает, какой сюжет изобразить, он советует попробовать себя в абстракции. Тому, кто боится испортить картину неверным мазком, взять большую кисть и попробовать другой рукой. Тем, кто ищет себя, советует оглядеться и ограничить цветовую палитру. Каждого он подталкивает к выходу из зоны спокойствия:

«Не бойтесь ошибаться. Именно ошибка показывает твою индивидуальность. Она – это путь туда, где ты еще не бывал».

 

Турнир волшебников

«Поскольку искусство – категория публичная, возможность показывать свои работы очень важна для художника, особенно начинающего. Можно заполнить рисунками все свободное пространство, запершись в мастерской, источить все карандаши, но только выставка дает возможность по-настоящему увидеть свое творение, осознать определенный этап и почувствовать, что нужно, чтобы развиваться дальше», – так говорил нам на занятиях Алексей Владимирович. Еще недавно я могла лишь поверить на слово, а теперь целиком соглашаюсь, испытав собственный волнительный опыт.

В 2009 году выставка студии проходила в культурном центре «Иллюзион», два года назад – в Доме Архитектора. На этот раз совместная экспозиция мастера и его подопечных состоялась в художественной галерее «Нефта». Работы учителя были вывешены «глаза в глаза» произведениям восемнадцати учеников на противоположной стене. Такое расположение сделало посетителей выставки участниками живого, открытого разговора между начинающими художниками и их наставником.

Алексей Владимирович всегда рад, когда может донести свое ощущение будущей картины до ученика, но большее счастье – помочь художнику дойти до своего собственного видения, отсюда в работах учеников живое разнообразие тем и цветовых гамм, использование техник от акварели до графики и от масла до батика. Как многогранно творчество Загородных, который не закрывается в рамках одной эффектно найденной манеры или темы, так и ученики находятся в постоянном поиске. Глаза разбегаются от живого разнообразия работ: атмосферные пейзажи, четко выверенные по композиции натюрморты и подсмотренные в мастерской случайные предметы, экспрессивные наброски пастелью и графично-сдержанные акварельные этюды, портреты людей и городов, зеленого пушистого одуванчика и оранжевых рыб.

Одетые в рамки, подсвеченные прожекторами, картины на стенах галереи трогают в зрителе что-то глубинное, и это не объяснить многоуровневым словесным анализом. Казалось бы, простая текстура холста, тут густые мазки, вот краска потекла куда-то – ну какая здесь магия? А дело именно в этой простой человечности, в предельной искренности, в присутствии художника, которому, как каждому из людей, свойственно делать ошибки. В этом, как говорит Алексей Загородных, и заключается потрясающая ценность и магия живописи.

Марина Демченко

Об авторе

Оставить комментарий