«Владеющий чарами песен душою владеет любой …»

0

Cтремительное время неумолимо. Вот, казалось бы, только что в переполненном филармоническом зале впечатляюще-мажорно начинался 85-й воронежский симфонический сезон. Сегодня же, спустя восемь мгновенно промчавшихся месяцев, мы уже подводим его итоги.

По любому, самому строгому гамбургскому счету, сезон удался. Великолепный фестиваль музыки Иоганнеса Брамса, череда иных высококлассных концертов, отличавшихся разнообразием репертуара, достойным по преимуществу, а порой просто восхитительным уровнем исполнительства, живой реакцией благодарного зала, как правило, до отказа заполненного, – вот фундамент, на котором вырастало отменно сконструированное здание с цифрой 85 на фронтоне. Однако в любом, даже самом удачном предприятии, должны быть ударные точки. Такими и оказались февральско-мартовские концерты Дениса Мацуева – одного из самых ярких лидеров отечественной исполнительской школы, возглавляющего к тому же фонд «Новые имена». Музицирование пианиста с молодежным симфоническим оркестром под управлением Юрия Андросова обозначило духоподъемный финишный створ сезона, в который устремилась лавина радостных музыкальных впечатлений.

… Давно уже в Воронеже не было того, что принято в профессиональном обществе именовать клавирабендом, то есть, в переводе с немецкого, вечером фортепьянной музыки. Денис Мацуев нам такой вечер подарил. В первом отделении он исполнил «Карнавал» Роберта Шумана, цикл удивительных по красоте, изяществу, портретной точности и обаятельной безыскусности пьес композитора, написанных тридцатипятилетним маэстро в самую счастливую, и, увы, такую недолгую пору его жизни. На одном дыхании прожил артист весь шумановский опус, в каждой из пьес являя нам то безмятежную улыбку, то силу воображения, перетекавшую в мощный порыв страсти, которую гасил в следующем эпизоде умиротворенно-безмятежный лиризм. Игра его была наполнена мощью нерастраченных сил и необычайной свежестью чувств, всегда покоряющих зал.

Во втором отделении вместе с молодежным симфоническим оркестром Денис Мацуев вдохновенно и страстно интерпретировал ми бемоль мажорный концерт Ференца Листа, заслужив несмолкаемый шквал аплодисментов.

Следует отдать должное маэстро Юрию Андросову, кропотливо, вдумчиво и тщательно работающему с молодыми артистами своего оркестра. Результат, что называется, налицо! Коллективу понадобилась всего одна репетиция, чтобы подготовить отнюдь не простой аккомпанемент листовского фортепьянного шедевра. Высокий наш гость был в полном восторге.

Первое отделение второго мацуевского вечера было отдано молодым дарованиям – кларнетистам Марку Щербаню и Сергею Селезневу, скрипачке Анастасии Тимошенко, пианисту Игорю Андросову. Все они получили за свои выступления с чутко аккомпанировавшим им андросовским оркестром награды фонда «Новые имена» и удостоены были чести участвовать в одном концерте с самим Президентом благородного фонда.

… В предпасхальную неделю Воронеж (едва ли не впервые) посетила академическая хоровая капелла Санкт-Петербурга – первое государственное музыкально учреждение России, возникшее (трудно в это поверить!) 532 года тому назад, в середине XV века. С капеллой связаны лучшие страницы отечественной певческой культуры. В ее стенах выросли и сформировались выдающиеся музыканты России. М. Глинка и Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский и С. Рахманинов, А. Лядов и И. Стравинский были связаны с капеллой узами самых высоких проявлений своего творчества. И вот замечательный этот коллектив во главе со своим бессменным, почти на протяжении четырех десятилетий, лидером Владиславом Чернушенко по доброй инициативе концертного отдела филармонии – в Воронеже. Два незабываемых вечера. В одном – замечательный по силе и глубине набор духовных песнопений, обработки народных песен и романсов, в другом — при участии молодежного симфонического оркестра, хоровых коллективов Липецка, Тамбова и Воронежа — кантата С. Танеева «Иоанн Дамаскин» и оратория Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина». Не часто, скажу откровенно, приходилось мне слышать столь замечательно-ровный, прозрачно-чистый ансамбль великолепных голосов, владеющих редкостно богатым диапазоном динамических оттенков и трактующих хоровой аккорд как высшее, сокровенное выражение музыкальной мысли. Если же прибавить к этому идеально артикулируемое слово, которое отчетливо слышно в каждой точке зала, то можно будет понять, какое волнение охватывает публику, слушающую великолепное пение капеллы, ее многочисленных прекрасных солистов.

… Из крупных достижений нашего оркестра во второй половине сезона хотелось бы отметить, пожалуй, первое исполнение в Воронеже «Фауст»–симфонии Листа под управлением маэстро Владимира Вербицкого, в котором приняли участие мужской хор Академии Искусств (руководитель профессор — Ольга Николаенко, солист – Алексей Иванов). 70-минутное звучание симфонии отличалось удивительной мощью, сочетавшейся с проникновенным лиризмом тех страниц партитуры, что посвящены Маргарите. И, конечно же, должно сказать о двух концертах закрытия сезона, где, как всегда, блистал любимый воронежцами Сергей Тарасов (второй фортепьянный концерт Сергея Рахманинова), а симфонический оркестр, хор Академии искусств под управлением неуемной и неутомимой заслуженной артистки РФ Ольги Николаенко, художественный руководитель Академического театра драмы имени Кольцова Владимир Петров, солисты Надежда Хаджева, Егор Чубаков и, разумеется, сам Владимир Вербицкий мажорно отметили 120-летие со дня рождения Сергея Прокофьева прекрасным исполнением его музыки к фильму «Иван Грозный», собранной в свое время дирижером А. Стасевичем в единое ораториальное целое… Достойный финал, ничего не скажешь!

Теперь после благостных филармонических впечатлений сделаем 246 шагов, пересечем площадь, и войдем в затененно-прохладное нижнее фойе театра оперы и балета. Помнится, в предыдущем обозрении мы писали о премьере оперы Генделя «Орландо» в Музее изобразительный искусств. Немногочисленная публика (музейный зал с театральным несопоставим) премьеру приняла тепло, но на этом все и закончилось. Ожидаемое 25 февраля нынешнего года празднование 50-летнего юбилея театра не состоялось, ибо звуки моцартовской «Волшебной флейты» так и не достигли оперной сцены. Ну, а какой же, право, юбилей без премьеры?!! Не праздник это, а сплошное недоразумение. Ну представьте себе, что городская электросеть перестала нас снабжать электричеством, а хлебозавод, имея достаточные запасы муки и других необходимых ингредиентов, прекратил на многие месяцы выпекать калачи. Удивлению, мягко говоря, конца бы не было. Теперь вернемся в театр и подивимся! Хорошие вокалисты – налицо! Их немало, они молоды и прекрасно обучены. Коллектив хора – великолепен, о балете и говорить не приходится. Признан международно! Дирижеры с палочками, что с ружьями, – в строю. Режиссер в ранге художественного руководителя театра наличествует. Директор – направляет и управляет, а оперных премьер 4 года как не было, так и нет. Новые балетные спектакли смотрим каждый сезон. В прошлом году присутствовали на премьере оперетты. Не Бог весть что, но все-таки! В позапрошлом – увидели и услышали мистерию Карла Орфа «Кармина Бурана». Впечатлила и увлекла. А оперной премьеры все нет и нет! Вопрос повисает сам собой — ПОЧЕМУ??? Слышим в ответ сакраментальное: «денег не дают». Как это так? На балеты дают, на оперу с мистерией выделяют, а на оперу нет. Позвольте спросить, а куда идут деньги, заработанные за то, что оперная сцена едва ли не 10-12 раз в месяц (каждый месяц) трансформируется в прокатную площадку для Серова, Ваенги, Любы Успенской и подобных им крупных мастеров вокала? А разве балет, два с лишним месяца трудившийся на бескрайних просторах Соединенных Штатов, ничего для театра не заработал? А, может быть, позволю высказать себе соображение, иногда стоит поберечь бюджетную копейку, не транжиря ее на сомнительные гастроли посредственного московского десанта, нежданно-негаданно вдруг оккупировавшего сцену в опере Дж. Верди «Трубадур». Как бы хотелось получить ответы на эти вопросы, но все-таки больше всего чаем мы рождения оперной премьеры.

Понимаю: у Елены Ваенги поклонников неизмеримо больше, чем у любителей оперного искусства, но последние своего внимания тоже заслуживают, да и театр наш именуется: ОПЕРЫ И БАЛЕТА!

Бронислав Табачников 

Об авторе

Автор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий