Вариации на темы будущего

0

Традиционно музеями считаются собрания диковин прошлого. Место, где происходит массовое соблазнение посетителей иллюзией власти над временем. Как говорил Холден Колфилд у Сэлинджера, «самое лучшее в музее было то, что там всё оставалось на местах. Ничего не двигалось. Можно было сто тысяч раз проходить, и всегда эскимос ловил рыбу. Ничего не менялось. Менялся только ты сам». Вечный покой Космоса, в котором прошлое навсегда застывает посмертной маской, снятой с трупа эпохи…

Оказалось, не так всё мрачно. Музей вполне может быть не прахом времён, а совсем даже развивающимся организмом. Так прошлое превращается в вечное настоящее.

Этот образ возник у меня по ходу дискуссии в Музее-усадьбе Д.Веневитинова, собравшей на исходе октября директоров воронежских музеев и их московских коллег из знаменитого Политехнического музея. На моей памяти это было впервые, когда музейщики говорили о будущем.

Тон задал генеральный директор Политехнического музея Борис Салтыков. Это довольно примечательная фигура в новейшей интеллектуальной российской истории. В бурные 1990-е Борис Георгиевич дважды был министром науки, то есть фактически тем самым человеком, который вел отечественную науку по минному полю экономической вольницы. Кстати, именно Салтыкову принадлежит авторство концепции перехода от стратегии «исследований по всему фронту» к стратегии «выбора приоритетов», позволившей в период бешеной инфляции аккумулировать средства для создания Российского фонда фундаментальной науки. Два года назад указом президента Салтыков был поставлен во главе Политехнического музея для того, чтобы создать на его базе общероссийский Музей науки. За прошедшее с того момента время Борис Георгиевич прошел по нескольку раз кабинеты почти всех нынешних руководителей страны и вполне четко составил представление о том, какое будущее ожидает отечественные музеи. Прибыв в Воронеж на открытие Фестиваля актуального научного кино «360°» (Политехнический музей – один из организаторов этого мероприятия), Салтыков решил поделиться увиденным и услышанным со своими воронежскими коллегами.

– За последние двадцать лет среда, в которой мы живем, изменилась радикально, – начал встречу Салтыков. – Формула «музей – склад» безвозвратно ушла в прошлое, и поддерживать ее финансово уже никто никогда не будет. Сегодня актуальной становится концепция «музей – центр обучения и развлечения». И мы должны привыкнуть к этой мысли.

По словам руководителя экспертного совета Политехнического музея, директора Центра популяризации научных знаний «Наука-пресс» и главного редактора журнала «Химия и жизнь» Любови Стрельниковой, сейчас российское общество стремительно теряет уровень образования. Вместе с ним уходит в прошлое и просвещенный посетитель музея, который мог придти и оценить прелесть и красоту предмета, сделанного человеческими руками несколько столетий назад, или, увидев портрет человека с датами его жизни, мгновенно поместить эту информацию в контекст известных исторических имен современников изображенного. Такого посетителя больше нет. Также как и нет надежды, что нынешняя российская система образования сможет подобного посетителя подготовить.

Выход один: воспитать просвещенного посетителя должен сам музей. Как? Очень просто.
Человек, экстравагантно выразилась Стрельникова, «социальное животное». То есть без общения он существовать не может. Сейчас это общение, правда, приняло немного экзотические формы: огромный зал, полный молодежи, и – гробовая тишина. Что они делают? Оказывается, общаются. Сидят молодые люди и общаются друг с другом через айфоны и айпады…

Но это ненадолго. Социальное в человеке неизбежно возьмет своё. И когда возникнет потребность в реальном, а не в виртуальном взаимодействии, площадкой для диалога вполне могут стать музеи.

При этом, особо подчеркнули московские гости, музей не надо превращать в игровую площадку.

Модернистская и популярная сегодня в Европе концепция организации музеев по принципу «включи руки» – в идеале должна быть преобразована в принцип «включи мозг». Задача это непростая, но, к примеру, для Воронежа – вполне решаемая, так как научный потенциал нашего края огромен, а ряд местных научных школ вообще имеют не только всероссийскую, но и мировую известность. Почему бы не использовать все это в организации работы местных музеев?

Конечно, все мы реалисты и посему прекрасно понимаем, что для осуществления любых музейных преобразований нужны деньги. Как кто-то во время обсуждения грустно выдохнул – «экономика берет за горло». Но, показывает практика, если придумать идею, найти единомышленников, способных наполнить эту идею практическим смыслом, – деньги находятся всегда. Сегодня люди бизнеса уже вкладывают капитал в креатив. И пример того же Политехнического музея, с его интерактивными выставками последнего времени, организованными на средства спонсоров, наглядное тому подтверждение…

– Я не помню, чтобы в Воронеже когда-либо проходил столь глубокий и серьезный разговор о судьбах музеев, – поделился впечатлениями от дискуссии признанный мэтр местного музееведения, директор Воронежского областного художественного музея имени И.Н.Крамского Владимир Добромиров. – Такой разговор назревал давно и замечательно, что он состоялся. Мир меняется и, хотим мы того или нет, вместе с ним должны меняться и музеи.

Для чего? Да хотя бы для того, чтобы, однажды придя в музей, вдруг понять, что не только всё прекрасное – интересно, но и всё интересное – прекрасно.

Пожалуй, это и есть главная идея проходившего в Воронеже на стыке октября-ноября Фестиваля актуального научного кино «360°». Уже другое место проведения – центр города, кинотеатр «Спартак». Совсем иной язык общения – не музейная экспозиция, а кино. Но жанр тот же – дискуссия, споры, поиск современной альтернативы.

И здесь не могу не отметить одну чрезвычайно радующую тенденцию. Похоже, в город, над которым в последние годы густым туманом висело равнодушие, приходит, наконец, сопричастность. На небольших площадках, в разных, пока несвязанных друг с другом местах, возникают территории для высказывания мнений. Примечательно, что объединяет все эти территории – книжный клуб «Петровский», Школа «Репное», Фестиваль «360°» – одно имя: Геннадий Чернушкин. Никаких обобщающих выводов из этого пока делать не буду – слишком мало времени прошло для того, чтобы говорить о каких-либо тенденциях. Но понаблюдать за этим явлением в ближайшее время будет весьма интересно.

Ну а Фестиваль «360°», привезенный в наш город Школой «Репное», стартовал 30 октября фильмом канадских режиссеров Мэтью Роя и Харольда Крукса «Пережить прогресс» (2011). Это по настоящему тревожное кино. Но пугает в нем отнюдь не необратимое течение прогресса, как может показаться на первый взгляд. Человек отличается от животного тем, что изменяет окружающую среду. И те, кто считает, что человек жил в гармонии с природой до изобретения двигателя внутреннего сгорания, путают человека с макакой. Человек рыл каналы, выжигал леса, пас стада, занимался подсечно-огневым земледелием и своей деятельностью всегда нарушал существовавшую до него экосистему, создавая на ее месте свою, ему удобную.

Тревога создателей фильма другого рода: в сегодняшнем мире мы объединили множество цивилизаций в одну, которая в случае краха (а все цивилизации рано или поздно приходят к распаду – это еще Шпенглер почти сто лет назад подробно описал), погребёт под обломками всех. И треск надвигающегося краха слышен в этом канадском фильме с такой отчетливостью, что нельзя не вздрогнуть.

Зафиксируем это состояние. С него и начнем разговор о Фестивале в следующем номере.

Дмитрий Дьяков

Об авторе

Автор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий