Если при слове «опера» единственный образ, который всплывает у вас в голове, это огромная сцена, солисты в громоздких стилизованных костюмах, почти антикварное действие и полуспящие ряды зрительного зала, то вы явно не знакомы с постановками Жанны Чепелы. Приехавший около года назад в наш город оперный режиссер последовательно разрушает негативные стереотипы и доказывает зрителям, что опера может быть везде. Или почти везде.
Новым ударом по культурным шаблонам стал концерт-диспут «Вагнер и/или Верди», прошедший 24 ноября в книжном клубе «Петровский». Вопрос, что вживую будет представлять из себя неведомый жанр «концерт-диспут», интриговал любителей музыки до самого начала действия. Рецепт оказался прост. За основу берете отдельные арии, мелодии которых так растиражированы, что знакомы даже людям, ни разу не бывавшим в опере. Помещаете их в неожиданное пространство. Сталкиваете между собой композиторов, споривших еще при жизни. В общем, устраиваете маленькую «войну всех против всех», вовлекая и зрителей в конфликт, произошедший около 200 лет назад.
Свидетелями на импровизированном суде выступали солисты театра оперы и балета: меццо-сопрано Юлия Проняева, тенор Уриэль Гранат и баритон Игорь Горностаев. Естественно, оценивая отдельные номера, сложно говорить о какой-то внутренней драматургии действия или постановочной части. Но даже за это короткое время артистам удавалось передать стиль каждого композитора и каждой оперы. Чтобы лучше подготовить слушателя к погружению в творчество таких разных музыкантов, на помощь пришли «адвокаты» – студенты Академии искусств, предварявшие выступления обширными биографическими и музыковедческими справками. Если быть до конца откровенным, иногда действие напоминало мне давно забытые школьные литературно-музыкальные вечера. А если отбросить занудство, то без глубоких познаний в музыке или специального образования, в отрыве от любых контекстов сложно было увидеть разницу в творчестве Верди и Вагнера. Так что пояснения сыграли свою роль.
«В этом и была основная идея проекта – показать зрителям творчество двух столь разных композиторов и дать возможность сравнить их. Не только с точки зрения теории, но и чтобы человек мог сам услышать эту разницу в музыке. В общем, можно сказать, что цель нашего концерта была скорее образовательной и просветительской», – поясняет Жанна Чепела.
Это артистам прекрасно удалось: показать разницу в музыке и буквально объяснить все на пальцах. Дело в том, что оппозиция Вагнер-Верди не выдумана музыкальными критиками, а действительно существовала в реальности. Оба они родились в один год, стали величайшими музыкантами своего времени, реформировали подход к оперному действу. Верди, на первый взгляд, кажется более традиционным и понятным. Но именно он создал оперу в том виде, к какому мы привыкли. До итальянского классика на сцене демонстрировались разрозненные номера на один сюжет, и лишь Верди осмыслил их как непрерывное театрализованное действие без деления на фрагменты. Его оперы близки к драматическому искусству. Все подчинено голосу певца, его возможностям и тембру. Кроме того, Верди первым обратил внимание на жизнь обычного человека и вывел ее на большую сцену. Он предельно гармоничен, пронизан светом и радостью жизни. На его фоне оперы Вагнера звучат удивительным контрастом. В них все подчинено оркестру и прихотливым музыкальным темам. Пение артистов скорее можно назвать мелодекламацией, а за основу сюжета берутся мифы и средневековые легенды (вспомним «Тристана и Изольду», знаменитое «Кольцо Нибелунгов»). В произведениях немца ощущаются трагизм, страсть, борьба с судьбой. Если Верди – это классицизм в музыке, то Вагнер – романтизм. Их противостояние объясняется абсолютно разным пониманием того, что такое музыка. Для себя я объясняю это как известное со школьных лет противопоставление гармонии Пушкина бунту Лермонтова. Настоящего конфликта нет: просто каждый выбирает то, до чего он дорос.
Глядя на сцену, можно было легко забыть, что на дворе XXI век. На фоне тяжелых бархатных драпировок там расхаживают мужчины во фраках и дамы в вечерних платьях, разгораются нешуточные страсти. Вот звучит знаменитая ария герцога Риголетто из одноименной оперы Верди, а вот умирает вагнеровская Изольда. Следом за ними проносятся арии цыганки Азучены из «Трубадура», коварного Яго из «Отелло» и героического Зигмунда из «Кольца Нибелугнов». Я думаю, что именно в этом состоит основная заслуга постановщика – Жанны Чепелы. При таком широком охвате творчества обоих композиторов, концерт не становится эклектичным, этаким постмодернистским винегретом, собранным для того, чтобы каждый без особых усилий почувствовал себя интеллектуалом. Она умеет относиться к оперной классике со всей серьезностью, добиваясь и высокого исполнительского качества и нужных психологических эффектов, но и не превращая живое искусство в антиквариат. Прошлые постановки Чепелы – «Кармен» Жоржа Бизе или «Орландо» Генделя – ставились в самых неожиданных местах: например, в залах художественного музея имени Крамского. И этим доказывали, что опера может существовать в любом пространстве.
Единственным, что огорчило организаторов, было маленькое количество зрителей. Из-за недостаточной заполненности зала планы пришлось корректировать, а жаль. По словам режиссера, если бы у слушателей возникло желание, диспут можно было перенести в реальную жизнь и высказать свое мнение о музыке после концерта. Перенести действие со сцены в жизнь. Но из-за нехватки оппонентов эта задача сорвалась. Впрочем, шанс увидеть необычное действие еще остается: Жанна Чепела говорит, что если будет достаточный интерес к этому в обществе, то концерт-диспут повторится.
Виктория Лушина
фото Кристина Певнева
2 комментария
Кристиночка! Что же вы так певцов изуродовали? За что?
для начала автору статьи: опера Вагнера * Кольцо Нибелунга*!!!! пишите правильно! или посоветуйтесь с книгами!