Ускользающая красота

2

На полу с цветными пятнами и разводами – гора тюбиков с масляной краской. Рядом готовая работа, прислоненная к стене. Чуть дальше – еще одна. И еще одна. Они всюду.

IMG_6532

Передо мной – Сергей Загорский. Молодой живописец и скульптор родом из Лисок. В декабре вернулся из Индии. Собственно, это все, что мне о нем известно к моменту встречи.

– Что, Сереж, опять выставку готовишь? – спрашивали лискинские учителя у девятиклассника Загорского, когда он направлялся к восьми утра в противоположную от общеобразовательной школы сторону – в «художку». Кстати, иронии в словах этих не было – действительно, ученик уже делал персональные школьные выставки. После 9-го класса понял, что продолжать общее образование бессмысленно и поступил в воронежское художественное училище.

Преподаватели группы, где учился Загорский, постоянно менялись, и каждый привносил что-то свое. Возможно, поэтому удалось избежать «академизма» в негативном смысле этого слова – когда все работы выпускников оказываются практически одинаковыми. Окончил с отличием. Теперь живет и работает в Воронеже.

Но Лиски, как город детства, и по сей день занимает в творчестве художника важное место. Мистические «Звездные летние ночи в Лисках», фантасмагорическая серия картин, объединенных темой «что могло бы быть, если бы Олимпийские игры-2014 вдруг перенесли в Лиски» и многое другое – на полотнах Загорского родной город предстает перед зрителями часто в самых невероятных образах. Например, в одной из картин «олимпийской» серии можно увидеть абстрактный узор из ярких завитков и цветных прямоугольников в почти шахматном порядке, отсылающий к знаменитым полотнам Климта. Здесь же насыщенные цвета и длинные волнообразные мазки одного из прошлогодних этюдов, которые вполне способны напомнить об экспрессионизме Мунка. Впрочем, много и вполне реалистичных работ.

Не менее разнообразной, чем родной город художника, предстает перед зрителем Индия – в стилях модерн и ар-деко, в пейзажах и портретах. сияет сочными красками, оттенки которых иногда доходят до кислотности, и тут же оборачивается буднично-серой, даже мрачной.

1Vxm3lwhjy0

– Искусство, творчество – это маленький ключик. Владеющий им может открыть большую дверь, которая ведет к становлению личности. И здесь уже большой, основной ключ – инструмент личности – способен открыть дверь маленькую, сокровенную, которая ведет к постижению Бога, – уверен Сергей.

Кстати, в личной философии художника, где причудливо переплетаются, совершенно не противореча друг другу, черты самых разных религий, творчество и искусство являются не только даром свыше:

– Процесс творчества – очень болезненная процедура вроде хирургической операции удаления камней глупости из головы, причем какая-либо «анестезия» здесь недопустима, иначе не получится злиться на работу, как предписывал Серов.

В своем творчестве Загорский экспериментирует не только с образами Индии и Лисок. Ему интересно создавать и изучать антропоморфные образы, работать с ними.

Подтверждением тому может служить, например, целая система таких полусказочных-полумифических образов, которая разрабатывается во многих произведениях художника – начиная от героев шабаша в уже упомянутых «Звездных летних ночах в Лисках» и заканчивая целой «русалочьей» серией – русалки плещутся в воде, бродят по берегу, попадают в сети, оказываются выброшенными на берег.

Zi4PpndgBW0-(1)

То, что называют стилем художника, в творчестве Загорского практически неуловимо. Михаил Врубель, Густав Климт, Исаак Левитан, Винсент Ван Гог… Если попытаться обозначить список ассоциаций, которые отсылают к творчеству этих и многих художников, которых Сергей называет своими «гуру» на данный момент – Константина Коровина, Исаака Левитана, Николая Фешина, Александра Петрова (мультипликатора, автора знаменитого анимационного фильма «Старик и море») и многих других, он рискует растянуться до бесконечности.

Конечно, сразу возникает вопрос, а не слишком ли рискует молодой художник, постоянно экспериментируя с различными направлениями и стилями, остаться без своего собственного, неповторимого?

У Сергея Загорского свое мнение на этот счет:

– Стремление художника найти себя в чем-то одном не имеет смысла – ведь ему изначально даны неограниченные возможности таланта. Нужно лишь грамотно их применить. Если все же говорить об отличиях – представьте, что к вам в бане, к примеру, прилипнет дубовый лист от веника. Несмотря на то, что все люди разные, вас в бане от других будет отличать именно он, человеку несвойственный. Моим личным банным листом является как раз стремление к постоянному эксперименту.

Еще одна особенность творчества – названия картин. Гордо-ироничные «Шедеврики» и «Одиночество пьяного столба», нежно-поэтическое «Звезды в ее глазах» – всего и не перечесть. Философски замечая, что хорошую картину названием испортить невозможно, Загорский признается, что грамотно подобранное название все же необходимо для того, чтобы не ошибиться в толковании произведения. Стоит заметить, что эти самые названия нередко насыщают картины Сергея новыми смысловыми оттенками, создавая единый, законченный образ.

IMG_9856

Примером тому может служить «Портрет российского коллекционера – работает в банке». Учитывая, что на полотне изображено не что иное, как обычная стеклянная банка, в которой плавает неизвестного вида золотисто-коричневая рыбешка, заголовок не просто служит подписью к работе, но позволяет начать некую игру со зрителем, предлагая ему улыбнуться, а затем – задуматься. Кстати, сам Загорский для пресловутого зрителя практически неуловим, поскольку на данный момент подавляющее большинство его работ можно увидеть только в виде фоторепродукций в интернете – последний раз Сергей участвовал в выставках 4 года назад.

– Если честно, я просто не успеваю думать о том, чтобы участвовать в выставках. Времени хватает лишь на то, чтобы не забыть, что надо сделать сегодня, – признается художник. – Я считаю, что если в результате того, что художник стал проводником неких прекрасных идей, рождается хорошая картина – то она обязательно встретится с тем зрителем, для которого предназначена. И выставка появится.

Общеизвестно, что в любом произведении искусства художник, прежде всего, изображает себя. Сергей – не исключение. А значит, ускользающую среди экспериментов, ассоциаций, аллюзий, хаотических перемещений красоту того едва уловимого, что зовется творческим «Я» Сергея Загорского, все же возможно поймать.

Надежда Конобеевская
Фото Юлии Беляевой

Об авторе

Член редакционного совета газеты «Время культуры»

2 комментария

  1. Наталья Ивановна Сиренина опубликовано

    Картины Сергея Загорского понравились, приятно, что молодой художник так зрело выглядит. Хотелось узнать о нём больше.Философия Индии ? Что подтолкнуло его в эту область ? Собственные мысли, поиски или же, Сергей, просто мода ? Как человек гораздо старше чем художник позволю предположить последнее. Не обижайтесь ! Лучше создавайте свои произведения, а время всё поставит на место. И если индийская культура для Вас так значима,то нам жаль терять русского мастера. а вообще, удачи Вам, Сергей.Нам Вы дороги, хотя мы не сможем купить Ваши работы. Нат.Ив.

  2. Ирина опубликовано

    Очень понравилось творчество Сергея Загорского, мимо работ не возможно пройти, работы этого молодого художника привлекают внимание и остаются в памяти. Завораживает полет фантазии и неординарное видение окружающего мира, предметов,людей,эмоций. Хотела бы приобрести несколько работ. Можно ли как -нибудь связаться с Сергеем.

Оставить комментарий