На полу с цветными пятнами и разводами – гора тюбиков с масляной краской. Рядом готовая работа, прислоненная к стене. Чуть дальше – еще одна. И еще одна. Они всюду.
Передо мной – Сергей Загорский. Молодой живописец и скульптор родом из Лисок. В декабре вернулся из Индии. Собственно, это все, что мне о нем известно к моменту встречи.
– Что, Сереж, опять выставку готовишь? – спрашивали лискинские учителя у девятиклассника Загорского, когда он направлялся к восьми утра в противоположную от общеобразовательной школы сторону – в «художку». Кстати, иронии в словах этих не было – действительно, ученик уже делал персональные школьные выставки. После 9-го класса понял, что продолжать общее образование бессмысленно и поступил в воронежское художественное училище.
Преподаватели группы, где учился Загорский, постоянно менялись, и каждый привносил что-то свое. Возможно, поэтому удалось избежать «академизма» в негативном смысле этого слова – когда все работы выпускников оказываются практически одинаковыми. Окончил с отличием. Теперь живет и работает в Воронеже.
Но Лиски, как город детства, и по сей день занимает в творчестве художника важное место. Мистические «Звездные летние ночи в Лисках», фантасмагорическая серия картин, объединенных темой «что могло бы быть, если бы Олимпийские игры-2014 вдруг перенесли в Лиски» и многое другое – на полотнах Загорского родной город предстает перед зрителями часто в самых невероятных образах. Например, в одной из картин «олимпийской» серии можно увидеть абстрактный узор из ярких завитков и цветных прямоугольников в почти шахматном порядке, отсылающий к знаменитым полотнам Климта. Здесь же насыщенные цвета и длинные волнообразные мазки одного из прошлогодних этюдов, которые вполне способны напомнить об экспрессионизме Мунка. Впрочем, много и вполне реалистичных работ.
Не менее разнообразной, чем родной город художника, предстает перед зрителем Индия – в стилях модерн и ар-деко, в пейзажах и портретах. сияет сочными красками, оттенки которых иногда доходят до кислотности, и тут же оборачивается буднично-серой, даже мрачной.
– Искусство, творчество – это маленький ключик. Владеющий им может открыть большую дверь, которая ведет к становлению личности. И здесь уже большой, основной ключ – инструмент личности – способен открыть дверь маленькую, сокровенную, которая ведет к постижению Бога, – уверен Сергей.
Кстати, в личной философии художника, где причудливо переплетаются, совершенно не противореча друг другу, черты самых разных религий, творчество и искусство являются не только даром свыше:
– Процесс творчества – очень болезненная процедура вроде хирургической операции удаления камней глупости из головы, причем какая-либо «анестезия» здесь недопустима, иначе не получится злиться на работу, как предписывал Серов.
В своем творчестве Загорский экспериментирует не только с образами Индии и Лисок. Ему интересно создавать и изучать антропоморфные образы, работать с ними.
Подтверждением тому может служить, например, целая система таких полусказочных-полумифических образов, которая разрабатывается во многих произведениях художника – начиная от героев шабаша в уже упомянутых «Звездных летних ночах в Лисках» и заканчивая целой «русалочьей» серией – русалки плещутся в воде, бродят по берегу, попадают в сети, оказываются выброшенными на берег.
То, что называют стилем художника, в творчестве Загорского практически неуловимо. Михаил Врубель, Густав Климт, Исаак Левитан, Винсент Ван Гог… Если попытаться обозначить список ассоциаций, которые отсылают к творчеству этих и многих художников, которых Сергей называет своими «гуру» на данный момент – Константина Коровина, Исаака Левитана, Николая Фешина, Александра Петрова (мультипликатора, автора знаменитого анимационного фильма «Старик и море») и многих других, он рискует растянуться до бесконечности.
Конечно, сразу возникает вопрос, а не слишком ли рискует молодой художник, постоянно экспериментируя с различными направлениями и стилями, остаться без своего собственного, неповторимого?
У Сергея Загорского свое мнение на этот счет:
– Стремление художника найти себя в чем-то одном не имеет смысла – ведь ему изначально даны неограниченные возможности таланта. Нужно лишь грамотно их применить. Если все же говорить об отличиях – представьте, что к вам в бане, к примеру, прилипнет дубовый лист от веника. Несмотря на то, что все люди разные, вас в бане от других будет отличать именно он, человеку несвойственный. Моим личным банным листом является как раз стремление к постоянному эксперименту.
Еще одна особенность творчества – названия картин. Гордо-ироничные «Шедеврики» и «Одиночество пьяного столба», нежно-поэтическое «Звезды в ее глазах» – всего и не перечесть. Философски замечая, что хорошую картину названием испортить невозможно, Загорский признается, что грамотно подобранное название все же необходимо для того, чтобы не ошибиться в толковании произведения. Стоит заметить, что эти самые названия нередко насыщают картины Сергея новыми смысловыми оттенками, создавая единый, законченный образ.
Примером тому может служить «Портрет российского коллекционера – работает в банке». Учитывая, что на полотне изображено не что иное, как обычная стеклянная банка, в которой плавает неизвестного вида золотисто-коричневая рыбешка, заголовок не просто служит подписью к работе, но позволяет начать некую игру со зрителем, предлагая ему улыбнуться, а затем – задуматься. Кстати, сам Загорский для пресловутого зрителя практически неуловим, поскольку на данный момент подавляющее большинство его работ можно увидеть только в виде фоторепродукций в интернете – последний раз Сергей участвовал в выставках 4 года назад.
– Если честно, я просто не успеваю думать о том, чтобы участвовать в выставках. Времени хватает лишь на то, чтобы не забыть, что надо сделать сегодня, – признается художник. – Я считаю, что если в результате того, что художник стал проводником неких прекрасных идей, рождается хорошая картина – то она обязательно встретится с тем зрителем, для которого предназначена. И выставка появится.
Общеизвестно, что в любом произведении искусства художник, прежде всего, изображает себя. Сергей – не исключение. А значит, ускользающую среди экспериментов, ассоциаций, аллюзий, хаотических перемещений красоту того едва уловимого, что зовется творческим «Я» Сергея Загорского, все же возможно поймать.
Надежда Конобеевская
Фото Юлии Беляевой
2 комментария
Картины Сергея Загорского понравились, приятно, что молодой художник так зрело выглядит. Хотелось узнать о нём больше.Философия Индии ? Что подтолкнуло его в эту область ? Собственные мысли, поиски или же, Сергей, просто мода ? Как человек гораздо старше чем художник позволю предположить последнее. Не обижайтесь ! Лучше создавайте свои произведения, а время всё поставит на место. И если индийская культура для Вас так значима,то нам жаль терять русского мастера. а вообще, удачи Вам, Сергей.Нам Вы дороги, хотя мы не сможем купить Ваши работы. Нат.Ив.
Очень понравилось творчество Сергея Загорского, мимо работ не возможно пройти, работы этого молодого художника привлекают внимание и остаются в памяти. Завораживает полет фантазии и неординарное видение окружающего мира, предметов,людей,эмоций. Хотела бы приобрести несколько работ. Можно ли как -нибудь связаться с Сергеем.