Упавший в небо с Земли/ 3 года без Анатолия Абдулаева

0

В воронежском Доме актера состоялся вечер, посвященный памяти великого русского актера

IMG_2795

Вот уже 3 года нет с нами народного артиста России Анатолия Гафаровича Абдулаева, он скончался в феврале 2012 года. Всего за время своей творческой карьеры Абдулаев сыграл более 100 спектаклей — от ролей сказочных персонажей в детских постановках до психологически сложных образов героев. За исполнение роли в «Дядюшкином сне» актёр получил диплом высшей национальной театральной премии «Золотая маска». На протяжении 13 лет Абдулаев преподавал актёрское мастерство в Воронежской академии искусств, поставил более десятка студенческих спектаклей.

 

 

Руководитель «Ленкома» Марк Захаров когда-то выразился так: «Чтобы стать профессиональным актёром, режиссёром, педагогом и вообще творцом новых идей, необходимо иметь ярко выраженную генетическую склонность, а потом дополнить ее прохождением хорошей школы, при наличии обязательной и редкой работоспособности». Уверен, что если Захаров был бы лично знаком с Анатолием Абдулаевым, то обязательно добавил бы к вышесказанному: «Это я Анатолия Гафаровича имел в виду вообще-то…»

Не могу не сказать, что наше издание тоже появилось на свет при его непосредственном участии. 5 лет назад, когда готовился первый номер «Времени культуры», срочно требовалось интервью с харизматичной личнос­тью, талантливым и заслуженным человеком. Я ломал голову над тем, кого пригласить, и тут Бог столкнул меня на улице с Анатолием Гафаровичем, которому я и пожаловался на проблему. Абдулаев выслушал, заулыбался и сказал: «Ты со мной интервью уже раз пять делал, понимаю, я надоел. Но издание у тебя хорошее, чувствую, будет — поэтому дам тебе интервью и в шестой раз. Ничего, я умею быть разным». Да, он это умел превосходно. Актёр от Бога, он и в повседневной жизни не переставал удивлять многогранностью своей натуры. Был мудр как Эзоп, но при этом свободен как птица, упавшая в небо с земли. Он ушел в мир иной, но время не властно над памятью об этом уникальном человеке.

IMG_0047

— На прожитые годы я, конечно, оглядываюсь, как и все другие люди, но без фанатизма. Без тщательного копания в прошлом, без болезненных оценок сделанного. Я с уверенностью могу назвать себя счастливым человеком…

 

— Лично я — очень мягкий человек, хотя, если макароны не доварены, то и убить могу. Дочь в меня — такая же взрывная, но быстро отходчивая. С женой у нас полное взаимопонимание, я вообще называю свою семью домом терпимости, в том смысле, что это великое качество — уметь терпеть в ближнем своем какие-то недостатки. «Терпеж — вот причина для движения времени куда-то» — как писал Андрей Платонов. Что же касается статуса главы семьи, то я считаю таковой Нину, а себя подкаблучником. У неё же, подозреваю, мнение на этот счет прямо противоположное…

289334

— Я актёр, и это однозначно. Все остальные мои занятия можешь назвать по собственному усмотрению — хобби ли, приятным времяпрепровождением… ну, надеюсь, в лексиконе у тебя хватит слов, чтобы подобрать соответствующее определение…

 

— Я вообще думаю, что нынешний мировой кризис носит не экономическую окраску, а человеческую, это кризис человеческих отношений, исчезновение подлинных нравственных критериев, на смену которым приходят эрзацы. В театре же, как в увеличительном стекле, эти процессы отображаются гиперболизировано. Тем более в российском театре, поскольку в нашей стране критерии нравственности вообще потеряли какие-либо очертания. И если у нас в стране всё держится исключительно на силовых структурах, то пресловутую вертикаль власти мы теперь наблюдаем и в театрах — творческими коллективами, по сути, руководят директоры, получающие зарплаты отдельно от других работников непосредственно из управлений культуры. И большие зарплаты, между прочим! Когда такое было, чтобы театральный административный работник получал оклад на порядок больше, чем народный артист?!..

PICT3264

— Мне вот к 65-летию из управления культуры прислали медальку за какие-
то перед кем-то мои заслуги, я даже не посмотрел, что там конкретно на ней написано. Потому что неинтересно. Вообще они там хорошо устроились, управленцы культурные эти, себе премии громадные выписывают да всякие тринадцатые зарплаты, а нам побрякушки поздравительные, как папуасам. Чтоб ходили и позвякивали, значит. Только в народе уже давно существует меткое определение — кто и чем позвякивает при ходьбе…

 

— О Камерном много пишут, потому что он получает престижные премии, потому что билеты в театр раскупаются на месяц вперед… Но я тебе другое скажу — плохо не то, что относятся ревностно, а то, что при этом на наши спектакли актёры других театров не ходят и не знают, чем мы, собственно, занимаемся. Мы же всегда видим публику, и всегда известно — есть ли в зрительном зале кто-то из коллег. К сожалению, за всё время сущест­вования Камерного наши спектакли посетили считанные (но лучшие) единицы…

 

— Весьма необычный подарок сделали мне коллеги из моего родного ТЮЗа, они мне… звезду подарили. Вот смотри: это официальная документация и данные о регистрации нового названия в звёздном каталоге. Теперь в созвездии Козерога есть звезда с названием «Анатолий Абдулаев». А вот фото этой звезды, оно через телескоп сделано. С сильным увеличением, конечно, но, кажется, все-таки звездочка достаточно яркая, а?..

 

Об авторе

Редактор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий