5 лет с анимацией

0

Ретроспектива «Большого фестиваля мультфильмов» в Воронеже

анимация

От редакции
Про БФМ мы писали часто – и исключительно в комплиментарном ключе. Однако, несмотря на старания организаторов, художников, режиссёров и, конечно, поклонников, говорить о широкой популярности и рейтинговом торжестве взрослой анимации как-то не приходится. Тем не менее, пятилетний рубеж Воронежем пройден, а язык не поворачивается сказать, что все это было зря. Всё-таки популяризировать «нишевое» искусство  весьма непросто.

 

На большом экране кинотеатра «Спартак» — история о двух неразлучных друзьях, одному из которых суждено улететь в космос, а другому ждать на Земле. Тот самый случай, когда быть запасным не обидно, потому что цена последнего шага, отделяющего от мечты, стоит жизни другого — и приводит к катастрофе. Таков мультфильм «Мы не можем жить без космоса» — гимн искренней дружбе, верности и чистоте сердца, ставший главной российской премьерой фестиваля.

Такое же событие на этот раз среди зарубежных лент — полуторачасовой бразильский «Мальчик и мир», просто и виртуозно созданный при помощи цветных карандашей. Пёстрый, как стёклышки в калейдоскопе, и абсолютно бессловесный (не считая пары реплик на португальском, понятных без перевода), он становится волшебным и трогательным завершением юбилейного БФМ в Воронеже. И благодаря своему главному герою — мальчику Куке, который прорисован в духе детского стишка «палка, палка, огуречик…», и лёгкой, часто карнавальной музыке, а главное — водовороту нескончаемых событий, в которые он попадает однажды, отправившись на поиски своего отца.

Эти мультфильмы трудно найти в сети (хотя в официальной группе БФМ в Воронеже кто-нибудь да оставит комментарий «Подскажите ссылочку!»). Если всё-таки удаётся отыскать, как мне, пересмотревшей полюбившуюся бразильскую работу, то такой просмотр всё же нельзя сравнить с первым, широко­экранным: и качество звука, и цветопередача другие, и более вольные условия, когда можно поставить на паузу и тем самым всё-таки нарушить целостное восприятие картины.

Об этом говорит Евгения Глуховцева, вот уже 4 года работающая на благо воронежской версии фестиваля в качестве пресс-секретаря. Хотя такого аргумента достаточно только для знатоков анимации, которых в нашем городе всё-таки не слишком много. По большей части из-за того, что понятие «анимация для взрослых» вызывает недоумение или ненужные ассоциации. А цель БФМ в том и состоит: познакомить с качественной авторской анимацией, рассчитанной на взрослое сознание. Потому что культура просмотра таких «мульт­фильмов» не сформирована на государственном уровне, о чём в разных интервью говорят известный художник-мультипликатор Андрей Хржановский или Мария Терещенко, один из двух программных директоров БФМ. Поэтому в широком прокате и на телевидении мы видим одни и те же российские современные мультфильмы либо… но эта история стара, как мир.

В итоге, учитывая стоимость отдельной картины (короткого метра или полного, не суть), получается замкнутый круг: либо ходить на фестивали, либо «сёрфить» интернет. А профильных мероприятий всего три: БФМ (Москва и несколько других городов), Суздальский (с профессиональным конкурсным отбором) и Insomnia (Калужская область). Скоро добавится четвёртый — «Живой мост» (Старая Русса, Великий Новгород). Для продвижения авторской анимации в 145-миллионной стране это не так много. Конечно, в отдельных городах периодически проводятся показы, организованные энтузиастами — поклонниками качест­венной во всех смыслах анимации. Например, как это бывает у нас («Весна российской анимации» в Книжном клубе «Петровский» или «Про мультфильмы» в рамках фестиваля «Открыто», прошедшего в прошлом году в Академии искусств). Тот, кто предпочитает смотреть кино в сети, согласится: фестиваль — это ещё и своеобразный камертон, по нему можно определять тенденции в мире анимации и просто просвещаться.

«Когда ещё можно будет увидеть ретроспективу или подборку работ из Польши или Израиля? — подтверждает Женя: — К тому же, некоторые картины нельзя найти в сети, потому что это связано с требованиями фестивалей, на которые в течение года после создания подаётся фильм».

Ходят ли воронежцы на фестиваль? После дебютного года посещаемость активно растёт. «Нам часто пишут, спрашивают, когда будет «Большой фестиваль мультфильмов» вновь, мы ждём. И таких людей всё больше».

Как таковых проблем у фестиваля нет, самая важная — финансовая — решается во многом за счёт поддержки фонда Прохорова. Случаются курьёзы с посетителями, которые не замечают указания на возрастную категорию программ и заставляют своего ребёнка откровенно скучать. В этом году в группе БФМ в сети «Вконтакте» один из зрителей запустил обсуждение мультфильма и пытался понять, что хотели сказать автор и, конечно, прокатчики. Это лишний раз доказывает, что публика, стремящаяся на фестиваль, идёт не просто наслаждаться сменой картинок на экране, но и открывать новые смыслы.

 

Об авторе

Оставить комментарий