Улицы Ильича

0

Мы открываем новую постоянную рубрику – «Художники Воронежа». Идейным вдохновителем и организатором является одноименный фонд, основанный Александром Бубновым. И первый наш гость – известный воронежский художник Владимир Ильич Щедрин.

il_1

Любовь к родному краю можно выразить по-разному: в словах, музыке, танце, в общественной деятельности. Художник-живописец Владимир Щедрин выражает ее в красках. Его работы – словно альбом воспоминаний, на каждой странице которого угадываются Воронеж и необъятные просторы, что его окружают, – такие знакомые и чужие одновременно. Родные края для него – вечный источник вдохновения.

Щедрин Владимир Ильич родился в 1942 году в Воронеже, в семье железнодорожника. Талант к рисованию у него проявился еще в детстве. Он первый, но не последний художник в своем роду: дочь Светлана пошла по стопам отца. Свои ранние годы он вспоминает с теплотой, находя в прошлом объяснение своей любви к природе: «Это сейчас компьютеры, а мы росли в послевоенное время, постоянно играли на улице. Со второго класса на рыбалку ходил. А зимой – самодельные коньки. Так по сугробам набегаешься, наглотаешься снега и готов – с ангиной лежишь. Вот так. Поэтому, видимо, сейчас все время на природу тянет».

il_2

Воронеж Владимир Ильич любит всей душой, и мысль о том, чтобы когда-нибудь навсегда уехать отсюда, никогда его не посещала. Здесь он родился, вырос и прожил всю жизнь. Однако все-таки один раз ему пришлось надолго покинуть родной город, когда пришла пора избрать профессию. Тогда Владимир Ильич отправился в Пензу, где поступил в художественное училище имени К. А. Савицкого – в те времена одно из лучших в стране, уступавшее только тем, что были в Москве и Ленинграде. Стипендия маленькая, поэтому в свободное время Владимир Ильич подрабатывал в театре столяром.

Тогда, в 17 лет, он в первый раз сел на поезд и в первый раз покинул родной край. Шесть лет спустя, в 1965 году, он вернулся в Воронеж с дипломом учителя рисования и черчения. Но специальность разошлась с призванием – на вопрос, не пробовал ли он потом преподавать, Владимир Ильич ответил отрицательно: «О, нет-нет-нет! Ни за что, ни в коем случае. На 4-м курсе у нас была педагогика. Надо было дать шесть уроков по рисованию и шесть по черчению. И я их провел. На этом моя педагогическая деятельность закончилась».

И хотя его собственный руководитель результатом был доволен, убедить Владимира Ильича все-таки подумать о преподавательской карьере ему не удалось. Что ж, каждому свое.

Зато было достаточно времени, чтобы заниматься собственным творчеством. Владимир Ильич – пейзажист, но среди его работ встречаются и натюрморты, а когда-то он писал портреты – членов политбюро, на заказ. Однако пейзажи на свежем воздухе – основное и самое любимое: «Я никогда в мастерской не пишу. Всегда пленэр».

il_3

Встретиться с Владимиром Ильичем – все равно, что совершить путешествие на машине времени. Его мастерская – лавка чудес, в которой сотни полотен рассказывают о прошлом и настоящем. Здесь реальность переплетается с фантазией, ведь творчество – это всегда воображение, даже если пишешь картину с натуры. Мягкие, быстрые мазки, свежие нежные тона, много света и воздуха – кажется, что вот-вот повеет ласковым теплым ветром, который принесет с собой запах дождя и ароматы лета. Либо вдруг воцарится особая тишина, которая бывает только в снегопад. Ощущение простора и безмятежного покоя – словно провел несколько упоительных минут на природе – так чувствуешь себя, когда знакомишься с картинами художника.

Городские пейзажи производят не менее сильное впечатление. Места, которые знаешь, как свои пять пальцев, открываются тебе с новой стороны. Помимо собственного впечатления живописца, здесь присутствует время – другое, то, которое ушло, но застыло в красках. 60-е, 70-е, 80-е… наши дни. Город меняется, растет – и все это отображено в картинах Владимира Ильича. От улицы Лизюкова, какой она была много лет назад, до современного Центра Галереи Чижова – история города, написанная маслом.

Работа над одной картиной может занимать до двух, а то и более лет. Художник не спешит, для него творческий процесс – это удовольствие, а не гонка. Сюжеты для своих полотен Владимир Ильич никогда не ищет специально, все происходит спонтанно: был за городом, увидел золотое поле или холодную речку, в которой отражается синее небо, подивился их красоте и решил написать.

Беседа с художником вызывает ностальгию по ушедшим временам, и не важно, являетесь ли вы их очевидцем или родились позже – картины, атмосфера в мастерской, сам рассказ подстегивают воображение и дают возможность увидеть былое.

il_4

Владимир Ильич с особой теплотой вспоминает юность: о том, как не получилось поступить в училище с первой попытки – подвело сочинение, о подработке слесарем в театре, о комнате, где жил и которую делил с другими студентами, а также с самими хозяевами, про ключ под ковриком – тогда так можно было, воров не боялись.

О том, какие народные гуляния устраивались в парке «Динамо» в советские времена; как они, художники, разъезжали по всей стране, принимая участие в выставках, о творческой даче, где часто бывал. Об оформлении клубов, стендов – так они, молодые художники, зарабатывали деньги уже после учебы.
К современному искусству Владимир Ильич не питает каких-то особых чувств, объясняя это тем, что он был воспитан в старых традициях. Он представитель классической школы, живописец, и интересы у него все в этой сфере. Даже рыбалка и дача, если разобраться, соответствуют и способствуют его творчеству – все-таки природа.

Владимир Ильич принимал участие в межрегиональных, региональных, респуб­ликанских, всесоюзных и всероссийских выставках. В 1998 году его картины побывали даже в США, хотя сам он в Америку не поехал. Член Союза художников России, сейчас Владимир Ильич практически все время проводит в Воронеже. Для него родной край не просто дом, а источник вдохновения, и кажется, что город отвечает на его любовь взаимностью – картины тому лучшее доказательство.

Алена Радевич

Об авторе

Оставить комментарий