Творить, любить, беречь | «Время культуры»

Творить, любить, беречь

0

Нынешний год – особенный для Острогожска. Ровно 175 лет назад в этом маленьком историческом городе родился выдающийся художник-реалист Иван Николаевич Крамской.

Отдать дань памяти «дорогому художнику нашему» приехали народные и зас­луженные художники России из Москвы, Тамбова, Курска, Липецка, Белгорода и Воронежа. Творческая группа приняла участие в пленэре, который прошел в Острогожском районе с 20 сентября по 1 октября. Организованный при поддержке Правительства Воронежской области, пленэр стал действительно большим событием в жизни маленького города.

Но сначала гостей встретил Воронеж. 20 сентября в областном художественном музее имени И.Н. Крамского состоялась пресс-конференция, на которой член российской академии художеств, народный художник РФ Олег Савостюк поднял тему русской культуры и отношения к ней: «Сегодня в русской культуре идет борьба.

Современное искусство предлагает зрителю игру и эксперимент. Превращаясь в область дерзкого воображения, технического умения, смелого самовыражения, оно зачастую лишается той сердечности и духовности, без которых жизнь русской культуры невозможна. Борьба за деньги превращается в развал, а борьба за культуру – в процветание».

И острогожский пленэр вполне может считаться своеобразным актом борьбы за русскую культуру.
После Воронежа гостей ждали дом-музей И.Н. Крамского, Дивногорский заповедник, встреча с викарным епископом Острогожским, экскурсия по храмам города.

Выбранные для пленэра места (Сторожевое, Коротояк и другие) с живописными реками, полями, лесами, простыми и милыми сельскими хатами не оставили бы равнодушным и далекого от изобразительного искусства человека. Невольно пожалеешь, что сам не можешь передать с помощью красок всю осеннюю прелесть воронежских пейзажей.

Некоторые художники поработали и на улицах самого Острогожска, а местные жители не остались равнодушными к творческому процессу: подходили, смотрели, спрашивали. Некоторые даже просили продать им ту или иную работу с видами Острогожска, увидев, что там запечатлен их жилой дом, а затем раздувались от гордости, когда узнавали, что картины эти будут выставлены в местном художественном музее. Самые впечатлительные горожане – дети – с необыкновенным интересом следили за каждым движением кистей. Впрочем, подростки и сами не остались без внимания – для ребят художники провели специальные мастер-классы.

Кстати, многие из гостей не впервые на воронежской земле – участвовали в пленэре в селе Третьяки Борисоглебского района, который прошел в прошлом году. По его итогам в Российской Художественной академии прошла выставка, она вызвала немалый интерес столичной общественности. Тот факт, что художники этой осенью приехали снова работать на просторах Воронежской области, говорит как минимум о хорошей организации пленэра в Третьяках.

Но, похоже, что острогожский был проведен на еще более высоком уровне. Заслуженный художник России Анатолий Костяников отметил, что для него это лучший пленэр текущего года. И на самом деле, острогожские власти постарались на славу, районный руководитель культуры Валерий Гацков буквально дневал и ночевал в местах, где работали художники, обеспечивая им комфортные условия работы. Не отставали от него и другие сотрудники острогожской администрации, например, зав. отделом образования Светлана Хатунцева, а главы сельский поселений Александр Журавлев, Игорь Кореев и другие оказали художникам истинно русское хлебосольное гостеприимство. Постоянно приезжал к художникам и руководитель областной культуры Иван Образцов,был в курсе всего происходящего, координировал все мероприятие.

Заключительным и самым ярким штрихом острогожского пленэра стал приезд президента Российской академии художеств Зураба Церетели. Знаменитого скульптора окружили тотчас по прибытии на «стоянку» художников в газпромовской гостинице под Острогожском. Постоянно раздавались щелчки фотокамер: каждый хотел сфотографироваться с именитым гостем. Художники показали свои работы, которые были сделаны на пленэре и для каждого из участников у Зураба Константиновича нашлись теплые слова, улыбка или дружеское рукопожатие.

Волнительная праздничная атмосфера царила в этот день и в самом Острогожске. Зураб Константинович посетил дом-музей Крамского на улице Маршака – хату под камышовой кровлей, где прошли детские годы великого художника-передвижника, а после возложил цветы к памятнику Крамского и принял участие в торжественном открытии выставки «Продолжая традиции…» – по итогам пленэра.

Да, художники смогли подарить нам ту красоту, которую мы не замечаем в пов­седневной жизни, новый взгляд на обыденные вещи. Столько добра, тепла, света и любви к родной земле в этих пейзажах, что ни у кого не возникло сомнений – они действительно продолжают традиции творчества И.Н. Крамского, для которого понятия «добро» и «душа» являются первостепенными. Замечу, что острогожский пленэр вообще прошел плодотворно – мастерам кисти удалось написать около 300 пейзажей, но лишь лучшие (по коллегиальному решению самих художников) работы были выставлены в острогожском художественно-историческом музее имени И.Н. Крамского. Интересно, что в этом зале немногим ранее висели детские рисунки, поскольку в музее проходила выставка детских работ всероссийского конкурса «Рисуют дети малых городов России», организованного директором острогожской детской художественной школы Александром Ишутиным.

Надо сказать, по своей эмоциональнос­ти работы юных художников не уступали работам их взрослых коллег. В детских работах столько непосредственности, радости, любви к жизни и внимания к мелочам, что на них хочется смотреть не отрываясь. Зацепившись за какую-то деталь, взгляд начинает свое путешествие по дорогам, берегам, рекам и лицам.

Кто знает, возможно, среди авторов детских работ были и те, которые впоследствии прославят свой край…
… А завершился день мастер-классом для маленьких художников, который Зураб Церетели провел в острогожской детской художественной школе им. Крамского. Впрочем, не только дети, но и преподаватели заворожено смотрели, как работает художник такого масштаба, как смело и легко движется кисть по холсту, как он подбирает цвета и смешивает краски.

Правда, из-за нехватки времени натюрморт с огромными желтыми подсолнухами и яблоками окончательно завершить не удалось. Однако Церетели попросил маленьких художников сделать это за него и передал работу детской художественной школе. Школа, в свою очередь, одарила гостя детским рисунком, который, по словам Зураба Константиновича, в скором времени окажется в музее Современного искусства.

Острогожский академический пленэр закончился. Десять прекрасных осенних дней пролетели быстро. В памяти художников на целый год останутся теплые воспоминания о радушной и приветливой воронежской земле, они теперь будут с нетерпением ждать очередной встречи с нашими жителями. И встреча состоится – следующей осенью, ведь теперь Академический пленэр решением воронежского губернатора приобретает статус ежегодного регионального мероприятия, а у его идейного вдохновителя и организатора, директора воронежского художественного училища Сергея Гулевского уже появилась мысль сделать пленэр международным…. Но самое главное – пленэр стал доказательством того, что бережное отношение к традициям – это, в первую очередь, забота о состоянии современной культуры, которая вбирает в себя достижения прошлого, учится у него и, развиваясь, идет дальше.

Вера Степанова
Фото Юлии Беляевой

Об авторе

Автор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий