Только вверх | «Время культуры»

Только вверх

0

В этом году ВГУ отмечает юбилей – главному вузу Воронежа исполняется 95 лет. Что делает в таких случаях любой достойный и мудрый юбиляр? Он не только погружается в воспоминания о прошедших годах, но и активно планирует, как проведет последующие. Беседа с ректором ВГУ Дмитрием Ендовицким началась с обсуждения ближайших планов вуза, а продолжилась размышлениями о демократии в стенах университета, пользе сомнений и способах изменения мировоззрения окружающих людей.

IMG_6962

– Дмитрий Александрович, слово «университет» определенно подразумевает ориентир на разностороннюю работу. Этот тезис в отношении ВГУ можно подтвердить, изучив новости вашего учебного заведения на сайте: выясняется, что деятельность здесь максимально широкая. Но при этом у хорошего вуза должна быть своя уникальность или, другими словами, свое лицо. Какое оно у Воронежского государственного университета?

– В России много хороших вузов, и мы не оспариваем их статусность. Но у нашего университета действительно есть свое лицо. В этом году мы празднуем 95-летие вуза, но ведь наши традиции сформировались еще раньше, когда в 1802-м году был образован Императорский Юрьевский университет. Больше чем через столетие профессорско-преподавательский состав и студенты переехали из Эстонии в Воронеж, и вместе с этим переездом сюда переместились и европейские традиции образования. Они сохранились по сей день. Поэтому самое главное отличие нашего университета от других – совершенно особенная университетская среда. Мы объединяем здоровый консерватизм старшего поколения с жизненными позициями нового. При этом мы в университете поощряем, нет, буквально взращиваем демократию. Ни в одном вузе региона невозможна внутривузовская дискуссия на таком уровне обостренности. Наши преподаватели имеют право критиковать и говорить буквально все. Поэтому уровнем автономности и свободомыслия, который не подавляется административно, мы отличаемся от других.

– Как преподаватели могут высказать свои претензии?

– Ну, мы же в современном мире живем. Например, они могут написать мне в твиттер.

– Пишут?

– Конечно, и очень активно. По разным вопросам – от велостоянок до хамского поведения отдельных сотрудников. Предлагают какие-то идеи. Ведь одна из тенденций современного мира – это информатизация, мы можем достучаться до первых лиц государства, а уж тем более – до ректора. Ну и, конечно, никто не отменял прямого общения. Мы ректоратом ездим по факультетам, я встречаюсь с претендентами на должность заведующего кафедрой разных факультетов, есть специальное время для личных вопросов и так далее. То есть коллектив имеет возможность высказать руководителю свое «фи» напрямую. Естественно, как и в любом социуме, здесь есть и лицемерие, и неприятие, и лесть, и прочее. Но еще раз повторюсь: университетские люди отличаются от других – они независимы. У них контракт. Человека избрали на пять лет, его никто не тронет. Он защищен законодательно, его никто не имеет права выгнать. Поэтому он свободно себя чувствует.

– А как работает университетская демократия в отношении студентов?

– Вы знаете, свобод и прав у студентов сейчас в тысячу раз больше, нежели, когда я был студентом – в конце 80-х – начале 90-х. Сейчас студенты могут все. По учебе они имеют возможность поехать в любую страну мира, у университета для этого есть много программ, студенты могут объединяться по интересам. Мы открыли центр студенческих инициатив. Многие студенческие проекты, которые генерируются, университет старается поддержать либо помогает находить инвесторов. Есть студенческий актив, который участвует в студенческих марафонах, форумах, «веснах». Там себя студенты чувствуют совершенно свободно как граждане, которых слышат и понимают. Возвращаясь с этих форумов, они этот драйв успеха, свободы, демократии внедряют в университете.

– Университет – это не только образовательное учреждение, но и в идеале – серьезная научно-исследовательская платформа. В сфере науки ваши студенты обладают такими же широкими возможностями?

– Конечно. Университет может считаться успешным, только если в нем тесно интегрированы образование и наука. Мы вовлекаем учащихся в научную работу буквально с первых курсов. Самый высший пилотаж – когда наши студенты и преподаватели вместе создают малые инновационные предприятия на базе ВГУ. У нас таких более двадцати, мы являемся одними из лидеров в России. Они располагаются в нашем бизнес-инкубаторе. Мы даем этим предприятиям льготы по аренде, обеспечиваем связью, интернетом, помогаем развиваться. И вот когда в деятельности малых инновационных предприятий принимают участие студенты, они видят, как научное знание преобразуется в прикладную разработку и потом коммерциализируется, то есть продается. Другими словами, студенты проходят путь от генерации научных знаний, фундаментальных разработок к коммерциализации этих разработок, и в итоге получают за свою работу деньги. Это уже можно назвать хорошим результатом обучения в вузе. А ведь наши студенты задействованы и в более глобальных проектах. Мы сейчас создаем два полноценных высокотехнологичных производства. Одно производство с заводом «Воронежсельмаш» – наши ученые создают уникальное оборудование по селекции и отбору семян. Второе производство – в партнерстве с группой компаний «ЭФКО», где трудятся наши химики. Там разрабатываются технологии по переработке отходов, что сейчас крайне актуально. Это масштабные проекты на сотни и сотни миллионов рублей, и в них активное участие принимают студенты. Конечно, речь идет о студентах последних курсов, которые добились успехов в учебе.

IMG_6935

– Создавая эти предприятия, вы ориентировались на необходимость для университета иметь собственную производственную базу. Как вы ежедневно расставляете приоритеты, на что потратить те или иные средства? Вспоминается одно ваше интервью 2011-го года, где Вы рассуждали, как нелегко решать: купить для научных исследований ВГУ современный микроскоп за несколько десятков миллионов или раздать премии преподавателям. Как же нужно расставлять приоритеты? Микроскоп или премия?

– В том случае – микроскоп. Я могу сказать, что выбирать между вариантами в моей работе приходится буквально каждый час. Всегда есть альтернативы, при этом принципиальные – либо направить деньги на потребление, либо на закупку научного оборудования, либо на строительство. Масштабы деятельности университета превосходят масштабы деятельности любого предприятия города и Воронежской области. Мы сейчас построили один из самых крупных в стране экономических факультетов, возводим общежитие, собираемся строить бассейн олимпийского образца, с трибунами. Решения приходится принимать постоянно. Но помочь в этом должна стратегия развития, где определены целевые ориентиры, оценены риски и возможные последствия. И вот такая стратегия позволяет отбрасывать вторичное и находить более важное первичное, которое поможет достичь самых главных целей и реализовать миссию университета. Если у руководства университета есть понимание того, к чему вуз должен стремиться, если есть поддержка со стороны коллектива и студенчества, ошибок можно практически избежать.

– То есть у ВГУ есть миссия. Как бы Вы могли ее сформулировать?

– Конечно. Это лидерство. Безусловно, лидерство в Центральном федеральном округе в сфере качества образования, в фундаментальных и прикладных научных исследованиях. И мы себя в современном мире видим, прежде всего, в качестве драйвера экономического роста и основного столпа, на котором стоит культурная среда региона. Без университета нет культурной среды.

– Культурная жизнь Воронежа в последнее время насыщена как событиями, так и изменениями. Как ВГУ взаимодействует с культурными процессами, происходящими в городе, и что происходит в этой сфере в самом университете?

– К нам недавно приезжал наш выпускник Эдуард Бояков, основатель театральной премии «Золотая маска», и его первые слова были о том, что у нас в ВГУ совершенно удивительная энергетика. Давайте начнем с того, что культуру нашего города определяет запредельное соотношение студенчества и обычного населения. На миллионный город 145 тысяч студентов. Такое есть только в Томске, но этот город меньше Воронежа. От того, насколько наше студенчество и наш профессорско-преподавательский состав внутренне соответствуют основным трендам развития культуры, зависит и вся воронежская аура. Без студенчества, простите, Воронеж – простой провинциальный город. Поэтому само наличие университета определяет культурную среду в регионе. Вопрос в другом. Как задействовать этот потенциал молодежи. Мы проводим для нее и большие форумы, и малые встречи. Совсем недавно у нас проходили Киселевские дни, постоянно проводятся презентации книг и различные конкурсы. Я могу перечислять очень много этих событий, из которых строится культурная среда. Невозможно было бы воссоздать атмосферу музея-усадьбы Веневитинова без участия Воронежского университета, невозможно будет восстанавливать без него Рамонский замок.

– В этих процессах участвовали и студенты, и научное сообщество ВГУ?

– Именно так. У нашего университета два крыла – одно естественно-научное и техническое, другое – гуманитарное, и это совершенно правильно. Я не приуменьшаю в культурной жизни роли ученых-естественников, но миссия именно гуманитариев – формирование культурной среды, поддержание определенных традиций. Есть такое понятие – «мягкая сила». Когда университет на дальних рубежах, за границей реализует свои научные, образовательные, культурные программы, и тем самым формирует положительно отношение к России, к региону, к университету. И это понятие «мягкой силы» может быть отнесено и к внутрироссийской тематике, когда, благодаря влиянию университета формируется определенная мировоззренческая позиция не только внутри вуза, но и у населения города и региона.

IMG_6931ш

– ВГУ будет принимать участие в проектах Боякова?

-Эдуард уже сделал нам официальное предложение о сотрудничестве, он считает, что без сотрудничества с альма-матер реализовывать эти проекты невозможно. Безусловно, мы готовы участвовать во всех процессах. Мы – плоть и кровь культурной среды, поэтому открыты таким проектам.

– Проект «Открытая лекция» был задуман именно как открытый проект? Расскажите, пожалуйста, про него подробнее. Эти лекции может посетить любой человек?

– Абсолютно любой. И любой может задать вопрос. Мы ограничены только регламентом и вместительностью помещения. Задача простая. Опять-таки, возвращаясь к вышесказанному. Университет является базисом культурной среды региона. И где как ни в стенах университета возможна дискуссия? Если мы не будем дискутировать, обсуждать различные явления, то перестанем быть университетом. Мы задумали пригласить диаметрально противоположных людей, знаковых, интересных. У некоторых из них точки зрения противоречат моей системе ценностей тоже. Так было и с Познером, и с Кураевым, и с другими людьми. Но я приветствую, чтобы к нам приходило как можно больше студентов не только ВГУ, но и других вузов, чтобы лекции посещала воронежская интеллигенция. Чтобы они знакомились с противоположными точками зрения, учились аргументации, правильной речи, набирались опыта и сомнений.

– Сомнений?

– Именно так. Одна девушка в твиттере мне написала: «После Познера я была окрылена, а после Кураева теперь полна сомнений». И это хорошо. Когда человек узнает разные точки зрения, когда он видит жизнь во всем многообразии, возникает та самая гармоничная личность, которая не зашорена, которой очень сложно что-то навязать. Сопоставляя мнения, человек формирует свою позицию. Конечно, мы не только стараемся, чтобы посетить эти лекции мог любой, но и все больше и больше уходим в он-лайн. Выступление Познера мы транслировали в Интернете. Впереди у нас не менее интересные люди. Есть предварительная договоренность с Владимиром Соловьевым, дал согласие принять участие в проекте нобелевский лауреат Жорес Алферов, в сентябре читать лекцию будет миллиардер Глеб Фетисов. Люди с совершенно разными взглядами. Алферов – коммунист, Фетисов – миллиардер. Они даже идеологически противоречат друг другу. Но надо, чтобы столкновение этих жизненных позиций увидела интеллигенция и молодежь Воронежа. Таким образом, университет оказывает очень важное влияние на мировоззрение жителей города. Это главная задача проекта.

– Вы сказали, что не поддерживаете взгляды Познера и Кураева. Но все-таки после встречи с ними, Вы что-то для себя приобрели?

– Мой научный руководитель Лилия Тимофеевна Гиляровская всегда мне говорила: «Дима, если хочешь быть умным человеком, будь как губка, впитывай все самое ценное». Я стараюсь так и поступать и всегда радуюсь возможности общения с умнейшими людьми, настоящими интеллектуалами. Это редкое удовольствие.

– Чтобы ваши студенты выросли в таких интеллектуалов, а также в настоящих профессионалов своего дела, какой совет Вы бы им дали?

– Университет предоставляет такие широкие возможности, что время студенчества можно смело назвать золотым. И самое большое пожелание студентам – ценить это время. Оно очень быстро уходит. Одни могут использовать это время для построения траектории своего карьерного роста, другие – для того, чтобы просто весело погулять. Университет является сейчас самым мощным и действенным социальным лифтом. Пожелание студентам – садиться в этот лифт и нажимать кнопку «вверх».

Евгения Глуховцева
Фото Юлия Беляева

Об авторе

Редактор сайта, журналист

Оставить комментарий