Свято место пусто не должно быть

0

В конце марта в лекционном зале Никитинской библиотеки три дня подряд раздавались негромкие голоса: шли приглушенные, но оживленные дискуссии. Оставшийся после этих дебатов флипчарт (магнитная доска с прикрепленными листами бумаги, по принципу большого блокнота), весь испещренный словами, значками и стрелками – лишнее доказательство того, что обсуждения оказались весьма продуктивными. Итак, в Воронеже состоялся проектно-аналитический семинар открытого благотворительного конкурса «Новая роль библиотек в образовании» для библиотек Центрального Федерального округа (Белгородской, Воронежской, Калужской, Рязанской, Липецкой, Тамбовской областей) в рамках проекта Фонда Михаила Прохорова.

 

Наш собеседник – Ольга Синицына, эксперт Фонда Прохорова и автор концепции этого конкурса. Программа семинара, руководителем которого она является, оказалась достаточно насыщенной, описывать ее полностью – не хватит и нескольких газетных страниц. Поэтому Ольга Валентиновна по нашей просьбе рассказала об основных аспектах конкурса и поделилась впечатлениями от проделанной в Воронеже работы:

 

Зачем нужен конкурс

Одна из задач проекта – соединить сферы образования и культуры, для которых, на мой взгляд, существование друг без друга невозможно. Это конкурс проектов, которые библиотеки предлагают для поддержки образования не только в школах и вузах, но и для отдельных групп – пенсионеров, людей с ограниченными возможностями и так далее. В 2010 году подключились несколько регионов Центрального федерального округа (до этого участие принимали только библиотеки Сибири). Количество заявок увеличивается, конкурс охватывает большую территорию, а это значит, что он действительно актуален и востребован.

Семинары изначально задумывались для того, чтобы помочь повысить качество заявок до уровня полноценного проекта, ответить на самые распространенные вопросы. Формат проектно-аналитического семинара особый. Во-первых, предполагается разнообразие видов деятельности: обсуждение (тем дня, этапов проектирования, отдельных проектов в каждой группе), мастер-классы, ролевые игры. Кстати, последние являются одним из любимых видов деятельности участников. Например, нынешняя тема называлась «Аудитория и ресурсы», и была проведена очень интересная игра, связанная с нетипичными ситуациями при работе с читателями. Во-вторых, на семинарах главная роль отдается участникам – авторам проекта, а задача экспертов здесь – только помочь вести дискуссию. Потом прошел пленум: каждая группа представила наработки дня, которые обсуждались всеми участниками семинара.

Есть и ряд ограничений – например, количество человек в группе. Их не должно быть больше двенадцати, иначе есть риск, что кто-то окажется в стороне.

Новаторских идей не очень много, лучшие инициативы зачастую очень просты: например, в Красноярске предложили организовать курсы компьютерной грамотности для военнослужащих на пенсии, и по мере реализации проекта выявилось огромное количество нуждающихся в этой помощи. Сейчас эта идея востребована уже во многих регионах.

Семинары в этом году проводятся только в Красноярске и Воронеже. Дальше – непосредственно конкурс.

 

Что в Воронеже

Так сложилось, что каждый год некоторые направления конкурсных проектов становятся особенно популярными. В этом году в Центральном федеральном округе многие предложения связаны с краеведением. Возможно, тому причиной богатое культурное и историческое наследие Центрального региона. Трудно однозначно оценивать это явление, ведь с одной стороны, краеведение как любовь к малой родине – это замечательно, если, конечно, мы имеем дело с настоящим, а не сусальным патриотизмом. С другой стороны, было время, когда ощущалось настоящее давление православно-патриотических тем, но мы и тогда пытались выйти на что-то интересное и новое. Например, в Лисках в качестве проекта предложили путеводитель, созданный детьми города. Они придумывали, выбирали интересные, необычные места и смогли показать Лиски такими, какими видят их сами.

Вообще, все проекты направлены на то, чтобы изменить что-то в жизни общества в лучшую сторону и привлечь аудиторию в читальные залы. Например, в прошлом году в Липецкой областной библиотеке был реализован блестящий проект «Библионочь», идея которого оказалась настолько заразительной, что ее подхватили и в Москве, где этот проект популярен до сих пор. Невероятно дерзкая для библиотеки задумка – предоставить возможность ночного посещения книгохранилищ, причем с доступом к фондам – ведь это нарушение всех правил и устоев! Но библиотека при этом обретает новую жизнь, становится интересным местом для проведения досуга. Времена, когда читальный зал посещали в строго урочные часы (по раз и навсегда установленным правилам), давно прошли. Наконец-то появилось понимание того, что ситуация радикально изменилась, поэтому надо придумывать другие формы поддержки новой культуры чтения. Дело в том, что виртуального общения сейчас так много, что вновь начинает цениться живое, реальное – и это ощущается даже на семинарах: участники начинают отказываться от создания виртуальных сообществ в пользу перехода обратно, в офф-лайн.

 

Концепция третьего места

Вот сегодня на семинаре мы говорили о концепции библиотеки как возможного «третьего места» – того самого места, в котором любой человек нуждается помимо домашних стен и рабочего офиса. В Москве даже проходило довольно серьезное исследование с целью – выяснить, годятся ли столичные книгохранилища для этой роли или нет – ведь это современный запрос общества. Библиотеки должны наблюдать за происходящими изменениями, а не продолжать занимать консервативную позицию, и те, кто принимает участие в конкурсах, как правило, понимают это.

Правда, стоит отметить, что вне столицы ситуация более спокойная, если не сказать вялотекущая. У региональных библиотек не «горит земля под ногами», зачастую их сотрудники инертны по отношению к сокращению числа посетителей. Заставить ощутить этот риск невозможно, нужно, чтобы библиотекари сами осознали реальную опасность. В Европе библиотеки давно всеми силами доказывают свою необходимость обществу, ведь они содержатся на деньги налогоплательщиков. У нас в стране, видимо, заведено иначе: есть строка в бюджете – ну и прекрасно, хоть как-то содержат – и слава богу.

 

Крушение стереотипов

Очень приятно, что представление о библиотекарях как о серых и незаметных людях уходит. Самое удивительное в проекте – яркие, амбициозные (в хорошем смысле) личности с невероятным энтузиазмом, готовые принимать нестандартные решения и нести за них ответственность. Конкурс помогает выявить уникальных людей, которые зачастую живут в самых глухих уголках страны.

Красноярск в этом году потряс исключительно молодым составом участников семинара, все они мгновенно включились в работу. Приток молодых кадров поднял планку понимания, исчезла необходимость убеждать даже в самых очевидных истинах. Библиотекари, собравшиеся в Воронеже, чуть постарше, поэтому включение в активную работу происходило немного медленнее – при этом желание менять привычный взгляд на отношение к профессии наблюдался у большинства собравшихся. Правда, консервативная несгибаемость некоторых участников привела в ряде моментов к настоящим словесным битвам. С одной стороны, это неплохое качество, с другой – глухота.

Уровень поддержки конкурса достаточно высок – около 10% (при обычном уровне – от 5 до 10%). То есть, например, из ста проектов есть возможность финансово поддержать десять. Однако, что примечательно, при этом большая часть из оставшихся 90 проектов, скорее всего, все равно реализуется. Это говорит о том, что если человек по-настоящему «загорелся» той или иной идеей, то он в любом случае найдет деньги для ее осуществления, даже если не станет одним из победителей нашего конкурса. На семинарах часто можно услышать: «Если даже не найдем поддержки у вас, то все равно добьемся реализации нашего проекта». И это – несмотря на возможные конфликты с начальством и зависть коллег, не говоря уже об огромной ответственности. Видеть такое сегодня чрезвычайно отрадно.

 

Резюме

К сожалению, от библиотекарей, собравшихся в Воронеже, поступило крайне мало проектов, связанных с информационными технологиями, в отличие от того же Красноярска. Если судить по качеству присланных из Воронежа и области заявок, то могу смело сделать вывод, что умение проектировать (столь необходимое в современной действительности) у воронежских библиотекарей точно есть. Они опытные люди, которые понимают, зачем им нужны подобные навыки, и очень важно, чтобы такие инициативы поддерживались и ценились местными руководителями. Чтобы идеи – порой даже самые дерзкие, как в случае с «Библионочью» – не подвергались гонениям, чтобы их не «душили», а помогали осуществлять.

Надежда Конобеевская

Об авторе

Член редакционного совета газеты «Время культуры»

Оставить комментарий