Короткий метр снова начинает привлекать к себе внимание. Интерес к этому жанру, популярному в Европе и США, постепенно проникает и в российскую кинореальность. Показы короткометражек довольно часто проходят в Москве и Санкт-Петербурге, в провинциях же подобное скорее исключение, нежели правило. Воронежу доступны Манхэттенский фестиваль и Future shorts. Оба знакомят зрителя с трудами зарубежных режиссеров. Отечественные мастера короткого метра малоизвестны. Положительные изменения решили внести организаторы фестиваля KONIK, который прошел 7 декабря в Сити-парке «Град».
Место проведения – кинотеатр STAR&MLAD. Предложенные для просмотра произведения еще не разгуливают по сети. В каком-то смысле мероприятие можно назвать уникальным. Участниками стали студенты киновузов и независимые режиссеры. Программа состояла из 3 блоков по 5 фильмов в каждом. В перерывах между просмотрами проходили беседы со зрителями и мастер-классы – «Монтаж как восприятие реальности» и «Продюсирование короткометражного кино».
Главной темой обсуждения стала перспектива развития короткометражного кино в регионах. Москва и Питер избалованы обилием фестивалей, в то время как в провинциях данная форма кино практически не развита. А ведь, пожалуй, спустя совсем недолгое время короткий метр сможет завоевать себе место рядом с полнометражными фильмами. Работа на 30-40 минут отличается краткостью и вместимостью. В условиях быстрого ритма жизни получасовое произведение есть отличная возможность познакомиться с современным кино.
Организаторы фестиваля приятно дружелюбны. Пресс-конференция, которая состоялась между первым и вторым блоками не отличалась излишней официозностью. Для общения со зрителем были подключены режиссеры и продюсеры представленных фильмов, а Скайп помог наладить контакт с номинантом на «Оскар» Константином Фамом, автором картины «Туфельки». Его труд – прямое подтверждение тезису «короткий – не значит простой».
История начинается и заканчивается на витрине. Один из первых кадров – новая пара красных туфель, один из последних – та же пара, но разбитая, за стеклом братской могилы обуви жертв Освенцима. Легкая и романтичная на первый взгляд история оказывается драмой, посвященной Второй Мировой войне. Камера фокусируется на ногах персонажей – наблюдаем человеческие жизни через часть, но видим целое. К слову, это только первая из трех запланированных работ Фама. Автором задуманы еще две короткометражки, которые осветят ту же тематику. Работы образуют альманах, который, возможно, показывать в образовательных целях. Константин считает, что короткий метр удобен для показа школьникам, которые, как известно, не страдают усидчивостью.
Некоторых, в том числе и меня, неприятно удивил ВГИК. Фильм «Орландина» вызвал глубокое недоумение. Привязанный в подвале, наряженный в черный латекс и маску из того же материала парень ждет режиссера пикантного фильма, пока последний общается с ярко накрашенной женщиной, попадает в переделку и бегает с рассеченной головой по лесу, громко крича. Еще одна работа тех же участников – «Ночь после выпуска». Выпивающие подростки, клятвы дружбы, драка из-за девушки, кровь-любовь и прочие прелести.
Другая картина о тяжкой жизни юных вышла удачнее. «Какая разница» – смешная, ироничная и грустная одновременно. Две подруги из Харькова, около семнадцати лет от роду, оправляются в Питер, останавливаются у неизвестного им парня и начинают просвещаться посредством местных баров. За пару дней проверится дружба, покачнутся стереотипы, возникнет любовь, наступит разочарование, ведь непонятный сосед всегда рядом. Две «шокающие» девчушки веселят, однако, когда к одной из подруг приходит понимание своей неотесанности, станет тоскливо.
«Одна минута» повествует о детях, навсегда заключенных в сознании взрослых. Солидный бизнесмен застревает в лифте и встречает себя восьмилетнего. Сюжет незамысловатый, но психологизм и напряженность ленты увлекают. Мужчине вспоминается украденная в начальных классах цепочка – стыдно-то до сих пор. Шуба, обещанная маме с первой зарплаты, вспоминается тоже. Жена, скучающая дома. Мечты, оставленные, но не забытые. Истинная натура, самость, которая сохраняется несмотря ни на что, заявляет о себе. Финал открытый – поле с так сильно любимыми женой ромашками и мама, которой уже шуба ни к чему.
Организаторы очень приветствуют любительские работы. «Такой подход переворачивает представление о кино. Кино не остается больше чем-то недоступным и элитарным. Каждый может рассказать свою историю – достаточно просто взять камеру в руки».
Концепция KONIKа – кино для зрителя. Прежде всего, важно именно понимание работы зрителем, а не критичные восклицания знатоков и ценителей. Возможно, именно поэтому большинство представленных короткометражек такие простые и доступные.
Анна Колтырина