Балет, восток и пошуар

0

Гул голосов. Нарядная публика. Шампанское. Открытие. Топот ног. Ценители разбиваются по группам и начинают заинтересованно курсировать от одной работы к другой. Что за выставка и кто виновник? Сам Лев Бакст. Тот, который создавал костюмы для русских сезонов Дягилева. Художник, работы которого помогли сделать наш балет незабываемым.

bakst_poster_a3_v

Выставка, открывшаяся в Воронеже 28 ноября в областном художественном музее Крамского, предоставила ценителям и интересующимся возможность любоваться гелиогравюрами, раскрашенными Бакстом. Художник при жизни не хранил с трепетом свои эскизы. Какая-то часть находилась у Дягилева, что-то автор дарил друзьям и поклонникам, поэтому организовать выставку было невозможно. Тогда друг Бакста – Жан Кокто – предложил сделать гелиогравюры с рисунков, чтобы автор затем их раскрасил. Идея воплотилась в жизнь в 1913 году. Восемьдесят гелиогравюр демонстрируются на выставке. Из них пятьдесят раскрашены в технике пошуар (способ ручной трафаретной печати), а тридцать остались черно-белыми, чтобы дать полное представление о том, как создавались костюмы и декорации к легендарным русским сезонам. Все восемьдесят гелиогравюр были объединены в книгу художника. Это издание находится в коллекции Ирины Стежки – арт-консультанта и сопредседателя Европейского культурного клуба.

Идея выставки возникла у Ирины и известного российского ювелира Виктора Моисейкина. Им захотелось сделать проект, который объединил бы в себе изысканность изобразительного искусства и ювелирного мастерства. А что как нельзя лучше сочетается с драгоценностями? Конечно же, роскошные работы Бакста.

В нашем городе выставка появилась при поддержке департамента культуры и архивного дела Воронежской области и художественного музея имени Крамского. Генеральным спонсором выступила сеть ювелирных салонов AURUM. Куратором мероприятия стала Татьяна Егорова – член европейского культурного клуба.

Выставка получилась гармоничной. Ювелирные украшения прекрасно сочетаются с пышным бакстовским стилем. «Показывая этого художника, мы возвращаемся на 100 лет назад к истории русского балета. Бакст – это художник с мировым именем, понятный и доступный каждому. Сейчас театры используют его эскизы, чтобы воссоздать русские сезоны. Ведь это было и остается великолепным зрелищем. И раз Бакст актуален, значит, его нужно показывать», – так говорит Ирина Стежка.

bakst_poster_a3_sultanscha

Она собирает живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство как художников начала XX века, так и современных мастеров. Ее коллекция состоит из десятков имен, среди которых Пикассо, Кандинский, Шагал, Ротко, Дали, Кокошка, Сомов, Гончарова. Особое место занимают работы друзей-художников: Васнецова, Митурича-Хлебникова, Григорьевой, Гадаева, Расторгуева.

Желание коллекционировать появилось у Ирины не спонтанно, не сразу. По образованию она журналист. И в силу профессии ей часто приходилось общаться с художниками, писать о них, посещать выставки. Постепенно происходило погружение в мир искусства. Появилось стремление понять творческих людей и их мастерство. Ирина подружилась с художниками, стала ходить в мастерские – выпить чаю и поболтать. Она все больше узнавала о картинах, о творчестве. И чем обширнее становились знания, тем сильнее Ирина начинала ценить искусство.

«Предмет коллекционирования надо любить, но главное – испытывать к нему страсть исследователя. Увлечение искусством и дружба с художниками преобразили мою жизнь. При таком погружении нельзя было оставаться равнодушным к этому миру, быть лишь простым пользователем». Ирина стала заниматься изданием альбомов, организацией выставок. Ей хотелось помочь друзьям-художникам в той жизни, которая начиналась за порогом их мастерских. Ведь для творческих людей организационные вопросы часто бывают сложными и неприятными.

bakst_poster_a3_peri

Через некоторое время Ирина стала организовывать выставки работ из своей коллекции. В этом выражалась потребность поделиться своими знаниями и интересами с другими людьми. Для Ирины коллекционирование – это не накопление каких-либо вещей, а глубокое изучение предмета, важная часть жизни. Это увлечение, которое требует не столько денег, сколько знаний.

Также важно, чтобы близкие люди понимали твое увлечение. Ирина вышла замуж и живет в Германии. Ее муж Георг – дизайнер и автор многих альбомов по искусству, дочь Юлия помогает как переводчик, маленькая внучка Даниэлла участвует в открытии выставок.

Ирина часто приезжает в Россию. Сейчас увлекается графикой. В ее коллекции много литографий, рисунков, офортов. Ирина считает, что печатная графика более демократична и доступна широкому кругу людей, ее не стоит недооценивать. Если художник хочет показать что-то в живописи, он пишет картину. Если он видит что-то в графике, он делает графику. Ведь это рука одного и того же человека. Его стиль. Его мироощущение.

Сейчас Ирина делает выставки иллюстраций Марка Шагала к поэме «Мертвые души», показывает рисунки Натальи Гончаровой к сказкам Пушкина. Особенное внимание занимает проект, который посвящен оригинальным иллюстрациям к детским книжкам. О нем Ирина может рассказывать часами. Более 30 лет она собирает детские издания, делает выставки с оригиналами иллюстраций, к которым прилагаются детские книжки, в которых рисунки были опубликованы. Стартовал этот проект в России. Как показывает практика, выставка интересна и взрослым. Проект расширяется: рисунков становится все больше, а книжек, в которых они опубликованы, не хватает. Ирина не сдается и повсюду ищет детские издания, покупает наиболее старые и раритетные в разных городах и странах. Эта поездка в Воронеж тоже позволила ей приобрести ценный экземпляр. У проекта большое будущее, так как следующий год планируется сделать годом немецкой литературы в России и годом русской литературы в Германии.

bakst_poster_a3_gb

Коллекционеры схожи в своей страсти, но цели у всех разные. Кто-то собирает марки из интереса или для удовольствия, кто-то коллекционирует шедевры для выгодного вложения денег, кто-то покупает работы исключительно для себя, чтобы хранить в подвале и гордиться тем, что это твое. Ирину же можно назвать коллекционером-экстравертом. Она собирает искусство, чтобы показывать его другим. Чтобы обсуждать его, делиться знаниями и впечатлениям. Выставка работ Льва Бакста – хорошее тому подтверждение.

Юлия Беляева

Об авторе

Автор газеты "Время культуры"

Оставить комментарий