Столь интересен для нас Столль! 13 октября в Доме молодежи прошел весьма примечательный исторический фестиваль

0

Воронеж. Свернув с одной из центральных улиц на периферию, запросто можно оказаться в другой эпохе – в окружении старинных домов. «N-я Дворянская», а не современная улица. Вот только выяснить, кому эти здания принадлежали и когда были построены, не так уж просто. Начнешь искать: хорошо, если хоть на старую фотографию наткнешься. Черно-белую, больше похожую на карандашный набросок тех времен, когда трамваи считались почетным общественным транспортом.

IMG_2967

Рассказать, каким был Воронеж около века назад, взялись организаторы фестиваля имени Вильгельма Столля. При поддержке гражданского собрания «Лидер» они решают разом две задачи: и об историческом прошлом рассказывают, и о подзабытой ныне личности напоминают. Имя это сейчас мало знакомо воронежцам, а ведь в свое время даже было предложение назвать в его честь одну из городских улиц.

Вильгельм Столль, немец по происхождению, всю жизнь прожил в Воронеже и немало сделал для развития города. В центре до сих пор сохранился «скелет» здания, в котором функционировал крупный механический завод «Столль и Ко». Быть может, Вильгельм Германович попал бы в историю города только как крупный промышленник и руководитель известного далеко за рубежом завода, но было в его жизни еще немало достойных внимания деталей. Так, например, он помогал слепым и слабовидящим людям. Активно занимался благотворительностью, в свое время вложил средства в построение нового «Училища для слепых». Известный промышленник приглашал лучших учителей и докторов из столицы. Стремление помочь слабовидящим людям не ограничилось одним лишь финансовым вкладом, и вскоре под руководством немца была построена уникальная в губернии глазная лечебница. Вильгельм вместе с женой даже взяли на воспитание одну из слепых девушек. В доме Столля проходили концерты и народные чтения. Первыми гостями на подобных мероприятиях были работники «Столль и Ко». Редкая история для промышленной России начала XX века.

Выходит, наш герой не только наладил на заводе активную деятельность, но и заботился о рабочих.
В учебниках истории подобное упоминают вскользь. Но в серьезном деятеле всегда важно видеть не только искателя прибыли, но и человека, способного помочь нуждающимся. Это особенно чувствуется в XXI веке, когда бизнес активно растет, а политические споры только разгораются. Вот и хочется обратиться к истории. Фигура Вильгельма Столля выходит на крупный план и становится в некотором роде примером.

Но вернемся к фестивалю. Его так и хочется назвать «камерным». Он проходил на трех небольших площадках, две из которых «отвечали» за историю, а третья – концертный зал – призвана была подарить хорошее настроение гостям. В конференц-зале краевед Владимир Елецких одну за другой читал лекции об истории Воронежа. Рассказывал о появлении в городе немцев и деятельности дореволюционных гимназий. Как и положено, с исторической хроникой и подробными комментариями. Довольно любопытно лицезреть на экране виды старого Воронежа, без высоких зданий и большого количества автомобилей. Историческую тему продолжили и в выставочном зале. Раритетов на фестивале не нашлось, только столик с механическими деталями времен работы завода и несколько старых фотоаппаратов. Возле этого стенда я задержалась на несколько минут, пыталась разгадать предназначение некоторых приспособлений, отлитых из чистого металла. Один из стендов полностью состоял из предметов личной коллекции одной из организаторов фестиваля. Есть очевидные плюсы, когда экспонаты можно не только осмотреть с разных сторон, но еще пощупать и покрутить в руках. Особенно хорошо это ощущалось в уголке, стилизованном для фотосессий.

vcyk4pxUmeY

Специально для дам были собраны платья, шляпки и веера прошлого столетия. Примеряешь подобный наряд и ощущаешь себя уже не как современная барышня. И пусть предложенные экспонаты не несли редкой исторической ценности, но дух истории они передавали вполне, да и не в музей же мы попали!

Узнать о жизни Воронежа можно было из книг, посвященных его истории. Издания попадались разные: некоторые изобиловали старыми фотографиями, другие были посвящены конкретным домам или улицам. Областная библиотека для слепых представила коллекцию книг для слабовидящих. Подобные издания лично я видела в первый раз.

На выставке, вероятно, для атмосферы, обнаружился даже старинный патефон. Несмотря на то, что фестиваль не отличался нарочитой масштабностью, здесь ощущалось особое настроение. Наверное, из-за того, что гостям были удивительно рады. В выставочном зале со всеми пришедшими делились сладостями, чаем-кофе – такая забота не могла не произвести впечатления. Впрочем, как и главный концерт.

Второй год в фестивале участвует слабовидящий певец Алексей Попов. Со сцены звучали в основном классические произведения и романсы. Под занавес публику явно решили удивить. «Меня попросили исполнить что-нибудь из Серебряного века», – сказал автор-исполнитель Олег Пожарский, и грянул рок-н-ролл. В такой интерпретации Блока и Ахматову я не слышала ни разу. Видимо, на то он и Серебряный век, чтобы Пожарский имел возможность поразить нас неожиданной подачей.

Фестиваль имени Столля решает непростую задачу: помочь воронежцам лучше узнать историю города и живших в нем людей. Большая задача для маленького фестиваля. Но порыв, пожалуй, нашел свой отклик. До меня то и дело доносились обрывки бесед, в которых посетители обсуждали увиденное, начинали пересказывать известные им факты из истории города и дополнительно расспрашивать организаторов.

Приятно, что такие инициативы получаются все ярче и серьезнее. Фестиваль проходит на нескольких площадках, в нем участвуют историки и краеведы, в концертной программе выступают титулованные музыканты. Молодой фестиваль знают и поддерживают. Исторические мероприятия подобного рода проходят в Воронеже не так уж и часто, так что у фестиваля имени Столля есть все возможности занять достойное место.

Создалось ощущение, что многие из пришедших с удовольствием поучаствовали бы в расширении фестиваля, будь им дана возможность. И вновь атмосфера напоминает посещение гостей, когда тебе показывают старые альбомы и доверяют семейные тайны. Некоторым гостям явно хотелось не только принести из дома антиквариат, но и рассказать что-то увлекательное и любопытное о прошлой жизни города.

При всей своей камерности фестиваль сумел затронуть немало важных тем – историко-познавательных, научно-популярных. Выходит, подобное –интересно и нужно. Это лишь начало долгого разговора о прошлом Воронежа.

Екатерина Кочетова

Об авторе

Оставить комментарий